В суде Советского района Уфы во вторник, 20 февраля, рассмотрят резонансное дело дознавателя уфимской полиции. 25-летнюю девушку судят за преступное бездействие и превышение должностных полномочий, ей грозит восемь лет колонии строгого режима. По версии обвинения, подследственный угрожал убить родную мать, и дознаватель обязана была отправить его в изолятор. Однако подозреваемого отпустили с миром, и через два месяца он осуществил свои угрозы — жестоко избил пожилую женщину, она скончалась. Однако, со слов полицейского, статья уголовного кодекса «Угроза убийством», по которой обвиняли местного жителя, не предусматривает ареста.
В запутанном деле разбирался корреспондент Ufa1.
«Состав преступления не усмотрели»
Когда произошла эта история, Алла успела проработать дознавателем в отделении полиции Советского района около двух месяцев, а в органах около двух лет — повезло найти работу сразу после окончания БГУ. За это время на работе довелось повидать всякое, и потому Алла совершенно не удивилась, когда ей передали дело мужчины, подозреваемого в угрозах убийством и избиении родной матери.
— 14 сентября об этом деле мне рассказал участковый, через две недели, 29 сентября, он передал материалы нам в дознание. Мы возбудили уголовное дело по статье «Угрозы убийством» и направили его в прокуратуру, но там за две недели состава преступления не обнаружили, зафиксировали только телесные повреждения, — рассказала нам Алла.
12 октября материалы из прокуратуры вернули в дознание — в возбуждении уголовного дела собирались отказать. Подписка о невыезде у подозреваемого закончилась 9 октября, и дело перешло в подвешенное состояние: и отказа в возбуждении еще нет, и нет оснований задерживать его дольше.
4 ноября мать подозреваемого вновь заявила о побоях. Дело снова вернули в работу по той же статье «Угроза убийством». По версии обвиняемой, участковый должен был действовать по той же схеме, что и раньше: отработав материал, передать его Алле в дознание. Вместо этого сотрудник полиции просто сунул бумаги в общее дело.
«Заявление оставил на столе»
По словам Аллы, такая манипуляция была незаконна: как предписывает должностная инструкция, сначала участковый должен был провести еще одну проверку, и выяснить, что оба заявления написаны в отношении одного и того же лица. Если бы факты подтвердились, дело следовало переквалифицировать из «Угрозы убийством» в «Умышленное причинение вреда здоровью». И вот по этой-то статье арест подозреваемого уже возможен.
Постановление от участкового Алла не приняла, но ознакомилась с ним и стала собирать материалы уголовного дела: опросила родных и знакомых подозреваемого и составила на него характеристику, допросила мужчину и на 16 ноября назначила психологическую экспертизу. До 14 ноября запланировала доставить его в отдел и допросить.
Но тут неожиданно произошла заминка — на допрос фигуранта уголовного дела участковые почему-то не привели. А пока дознаватели спорили с полицейскими, мужчина вновь избил свою старушку-мать. Да так сильно, что женщина скончалась.
Дело передали в следственный комитет
Тут уже за дело взялись специалисты следкома и переквалифицировали его в более тяжкое — «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть». Чуть позже, в ходе расследования, возбудили и уголовное дело по факту халатности сотрудника полиции. Алла поначалу подумала, что под следствием находится тот самый участковый.
Но с проверкой пришли в ее отделение: в умышленном бездействии и злоупотреблении полномочиями обвинили Аллу.
— По статье «Халатность» прокурор потребовал для нее четыре года колонии, по «Злоупотреблению должностными полномочиями» — сразу шесть лет. Путем сложения, гособвинитель запросил для Аллы восемь лет колонии строгого режима. Такой же срок получил и убийца матери, — объяснил Ufa1 адвокат Артемьевой Вадим Поспеев.
«Но тем не менее»
— Абсолютно несправедливое, незаконное и нелогичное обвинение, — комментирует это дело адвокат женщины. — Оснований арестовывать подозреваемого у Артемьевой не было.
Алла была уверена в своей правоте — ее защитник представил на суде все необходимые доказательства. Во-первых, в материале уголовного дела даже не было фамилии Артемьевой, потому что передать ей дело официально не успели. Во вторых, по статье 119, то есть «Угроза убийством», арест не предполагается.
— На мотивированную речь защитника гособвинитель ответил: «тем не менее Артемьева признана виновной», а почему «тем не менее» — никто объяснить не может, — говорит женщина.
Против Артемьевой свидетельствует и тот факт, что в январе 2018 года в органах провели служебную проверку и 9 февраля из полиции ее уволили.
— Установлено, что дознаватель Отдела полиции №7 МВД России по Уфе в ходе расследования дела допустила утрату вещественных доказательств. По результатам проверки принято решение об увольнении сотрудника из органов по отрицательным основаниям, — сообщили в пресс-службе МВД.
Алла пояснила, что вещдоки действительно терялись, но было это в 2016 году, когда она только поступила на службу в полицию, и из-за бюрократической ошибки — две из трех улик потом нашлись в кабинете у начальства.
«Верила, что установят мою невиновность»
— Верила, что в ходе судебного следствия установят мою невиновность, потом думала, что в суде добьюсь справедливости, — сказала девушка.
На оглашение приговора, который должны были зачитать 19 февраля, Алла пришла с подругой, очень боялась. Девушка и сама не могла поверить в то, что происходит. Но оглашение перенесли почти на сутки, не дав внятного объяснения столпившимся у зала суда журналистам.
Зачитают Артемьевой приговор завтра, 20 февраля.
Нерасторопные исполнители
Мы попросили пресс-службу Прокуратуры РБ прокомментировать позицию обвинителей и отправили официальный запрос. Его уже приняли в работу и обещали ответить в ближайшее время.
Фото: Алла Артемьева/Vk.com