В минувший вторник, 28 ноября, глава Госкомтранса РБ Тимур Мухаметьянов раскритиковал придорожные кафе республики. Как отметил чиновник, в Башкирии порядка 667 таких заведений, и только чуть более сотни из них работают по договору.
— Это авгиевы конюшни, которые нам предстоит расчищать не один год, — сказал Мухаметьянов.
Кроме всего прочего, глава Госкомтранса отметил, что не только кофе выпить негде, но и руки не везде вымыть удается.
Не исключено, что после масштабной проверки, которую могут провести по придорожному общепиту, некоторые заведения прикажут долго жить.
Корреспонденты UFA1.RU прокатились по трассе федерального значения М-5, посмотрели, так ли страшен черт, как его малюют, и узнали, насколько привлекателен придорожный бизнес.
Каждое заведение мы оценили: начисляли по баллу за наличие теплого туалета, горячей воды, вареного кофе, оценили чистоту в кафе и соотношение цена/качество.
Чисто, но скромно
Первая остановка — 1485 километр, кафе «Юрмаш».
Здание общепита притулилось на правой обочине трассы как казанская сирота: вокруг кафе — только бескрайние поля да тощая лесопосадка в сторонке.
Веселенькая табличка поодаль в виде указующего перста задает направление: к туалетной холодной будке бежать на край участка.
В кафе достаточно чисто, но скромно: пол устлан сереньким линолеумом в камушек, розовая штукатурка на стенах местами изрядно захватана.
На огромной стеклянной витрине красуется румяная выпечка и шоколадки. На полках — пиво и нехитрые закуски. Ценник вполне терпимый: порция борща обойдется в 105 рублей, 100 граммов шашлыка — 130.
— Кушайте беляши, учпочмаки, курники, — приглашает приветливая буфетчица. — Все свежее — наши девочки сами пекут. А вот жареные пирожки остыли — их нам по заказу с соседнего производства привозят.
— Может, и кофе сварите?
— Три в одном почему бы и не сварить, — подмигивает продавец. — Не повезло вам: девочка, которая умеет с кофеваркой обращаться, сегодня выходная.
Довольствуемся чаем в двух граненых стаканах и одним курником. За все — 100 рублей.
— Вода только холодная, но есть мыло и салфетки, — докладывает фотограф Тимур, растирая заледеневшие пальцы.
Пирожок, к слову, оказался неплох. Пока жуем, озираемся по сторонам: стол чистый, локти к нему не липнут, на углу красуется веер из салфеток, да соль с перцем в блюдцах, на стене вещает ЖК-телевизор. Милую сельскую идиллию вдруг портит налетевший ураган могучего духа жареной рыбы — на кухне начали готовить обед. Провонявшие насквозь рыбьим жиром едем дальше.
Считаем баллы:
теплый туалет — 0;
горячая вода — 0;
наличие вареного кофе — 0;
чистота в заведении — 1;
соотношение цена/качество — 1.
Итого «Юрмаш» заработал всего 2 балла.
Теплый туалет — это не чудо
Следующее кафе под названием «Заправка» встречаем через десяток километров. Здесь интерьер заметно богаче: на полу — графитовая плитка, на стенах — панели, имитирующие дощечки, и постеры с итальянскими улочками. Видно, что над антуражем старались. На окнах красуются горшки с искусственными фиалками и полки с незамерзайкой.
В «красном» углу — холодильник с напитками и витрина, до отказа забитая пирожными и тарелками с мясными запеканками. Цены не шибко кусачие: салат оливье обойдется в 65 рублей, столько же стоит огромный кусок медового торта и порция картошки фри. И никаких тяжелых кухонных запахов — чисто и уютно.
— Мы торты сами печем, попробуйте медовый, очень вкусно, — нахваливают выпечку ухоженные девочки-буфетчицы: подведенные глазки, тугие локоны.
И да! Здесь есть кофе! За две порции американо в кукольных чашечках выкладываем 100 рублей.
— Мне кажется, или мы на работе лучше варим? — Тимур морщится после первого же глотка: напиток на вкус горько-кислый.
А вот тортик оказался неплох.
К слову, один умывальник с холодной водой здесь же, рядом с витриной. А второй, вместе с санузлом — на улице: помещение чистое и теплое, открывается из кафе по звонку интеркома. Стоимость услуги — 20 рублей, платить в кафе.
Считаем баллы:
теплый туалет — 1;
горячая вода — 0;
наличие вареного кофе — 1;
чистота в заведении — 1;
соотношение цена/качество — 0.
«Заправка» заработала 3 балла.
Когда-то было лучше
Третья остановка на 1520 километре. Возможно, когда-то кафе «Дельта» видало лучшие деньки: натянутые на заборе баннеры изрядно вылиняли, а летние веранды перекосились настолько, что стали годны лишь для хранения хлама.
Так же бесприютно и внутри: куцые занавеси на окнах поникли, а огромные диваны, обитые черным дермантином, напоминают горбы. Повсюду витает неприятный запах то ли карболки, то ли коровника.
За высоченной стойкой скучает растрепанная буфетчица в лохматой толстовке: в помещении дико холодно. Еще холоднее в туалете, хоть он и за соседней дверью в том же самом помещении.
Ассортимент небогат: в холодильнике — пиво, на полке — шоколадки и луковые кольца.
— Из меню что есть? — интересуемся у буфетчицы.
Печальная женщина уверяет, что есть все: хоть крабовый салат за 50 рублей, хоть лагман за 110 или шашлык из баранины за 120. Выбираем два чая и один блинчик — 70 рублей.
В ожидании заказа разглядываю стол: веер из салфеток, новенькие солонка с перечницей, бамбуковые салфетки. Но все равно неуютно.
Зато сервис на высоте: заказ продавец приносит самолично на подносе. И садится поодаль — скучать и смотреть телевизор: мы здесь единственные посетители.
С заказом расправились быстро: на холоде чай мигом остыл, а блинчик оказался несъедобным — нижний слой намертво прилип к блюдцу, а верхний из-за разогрева в микроволновке превратился в пластмассу.
Считаем баллы:
теплый туалет — 0;
горячая вода — 0;
наличие вареного кофе — 0;
чистота в заведении — 1;
соотношение цена/качество — 0.
«Дельта» заработала всего 1 балл.
Не знали, кому платить
— Я знаю здесь одно кафе. Раньше был простой вагончик, а пару лет назад там настоящий дворец с башенками построили. Наверное, там круто — давай заедем? — предлагает Тимур.
«Башенки» как раз по пути домой. Разворачиваемся, доезжаем до 1507 километра. Но на месте кафе видим пепелище...
— Владелец умер в декабре, а в январе все сгорело. Бизнес давно начинали, с 1998 года. Сначала был вагончик, потом потихоньку начали отстраиваться. Последние полтора-два года прибыли не было — конкурентов много вокруг появилось. А лет пять назад вместе с гостиницей за сутки до 35 тысяч выходило, — вздыхает родственник скончавшегося предпринимателя.
На пепелище мужчина приходит каждый день: пасет скотину, а за уцелевшим пластиковым столиком обедает и греется у буржуйки. Здесь же коротают дни приблудившаяся кошка с котенком и два щенка, подкинутые сельчанами.
— Планы хорошие были, фасад хотели в этом году сделать. Пожарные поздно приехали, сзади не могли заехать — выгорело до основания. В январе суд был — аннулировали собственность. Оказывается, неправильно были оформлены документы. Хозяин, когда жив был, кому-то взятку давал. Как умер, все рухнуло: мы же не знали, кому деньги нести. Восстанавливать не будем: задолженность 2,5 миллиона по налогам, документы все сгорели — решение вынесли о сносе, — фотографироваться мужчина отказался: не тот случай, чтобы позировать. — Тут бизнес совсем непростой: несколько лет назад сосед огромное здание построил под гостиницу и кафе, так ему разгоночную полосу не дают — денег, говорит, много просят. Заросло теперь все бурьяном.
Понятное дело, считать здесь баллы мы не будем.
Пельмеши для души
В Алаторке наш выбор пал на пельменную «Огонек» — здесь было больше всего посетителей.
— У вас всегда так многолюдно? Интересуемся у буфетчицы.
— Разве это много? У нас обычно сесть негде, — не без гордости отвечает миловидная женщина. Клиентов завлекаем пельмешками самолепными.
Я осталась отогреваться и дожидаться заказа, а Тимур как джентльмен отправился исследовать окрестности.
В кафе довольно чисто, но без затей: на полу плитка, на стенах — обои под бамбук, в углу платежный терминал, на стене, изображающей венецианский пейзаж, — телевизор. Рукомойник с холодной водой обнаружился здесь же, в простенке. На чистом столе — специи, салфетки и бутылочка с уксусом — пельменная все ж таки.
— Туалет холодный, 15 рублей, слава богу, не сельского типа, — доложил по возвращении Тимур. — Мыло есть, сушилка медленная.
Вскоре официантка принесла заказ: две куриные лапши по 55 рублей и порция пельменей из 10 штук за 84 рубля.
Лапша оказалась так себе — жир, начинка и бульон познакомились друг с другом, видимо, только в тарелке. Пельмени, и правда, были похожи на домашние, разве что мяса маловато. Высший балл заработал только кофе: чуть пережаренный и терпкий — как раз то что надо, и всего 50 рублей.
На прощание попросили позвать владельца — хотели выведать секрет успешного бизнеса. Но они почему-то так и не вышли — видимо, делиться секретами не хотели.
Считаем баллы:
теплый туалет — 0;
горячая вода — 0;
наличие вареного кофе — 1;
чистота в заведении — 1;
соотношение цена/качество — 1.
И даже пельменная набрала всего 3 балла.
«Связаны по рукам и ногам»
Признаюсь честно: кафе с антисанитарией мы так и не нашли. И еда обратно не просилась. Зато все заведения сходу потеряли по два балла: подкачали удобства.
Как выяснилось, владельцы точек общепита не облагораживают свои заведения не из лени или жадности. Все оказалось гораздо сложнее.
— Нашему кафе уже 30 лет. Хотели стоянку большую сделать, поставить душевые и шиномонтажку. Фасад давно мечтаем обновить, внутри красиво все сделать, — решилась на откровения заведующая одного из кафе. — Да только связаны по рукам и ногам: вот уже десять лет нас пугают, что трассу будут расширять. С какой стороны — не говорят. Сейчас вбухаем в модернизацию, это немалые суммы, а завтра нас выгонят. Вот и сидим, ждем у моря погоды...
Наталья Вязовкина
Фото: Тимур Шарипкулов