Уфимка Ирина Фомичева исполнила свою детскую мечту и стала стюардессой. Восемь лет работы в небе показали ей, что в этой профессии есть как плюсы, так и минусы. Перед этим ей пришлось поработать несколько лет бухгалтером на заводе, но, как оказалось, это совсем не помеха.
Ирина рассказала Ufa1.ru о деталях своей работы, щекотливых ситуациях и мифах, связанных с самолетами.
– Правда, что безопаснее всего сидеть в хвосте самолета?
– Это неправда. На самом деле, в хвосте всегда находятся туалеты, поэтому там постоянно ходят пассажиры. Кроме того, бортпроводники начинают обслуживание пассажиров с начала самолета, и для тех, кто сидит в хвосте, уже просто не остается выбора в меню. Но есть и маленький плюс: в хвосте точно нет детей, их не принято туда сажать.
– Многие боятся летать и потому пьют на борту. Вы позволяете?
– Категоричное нет. Если мы замечаем, что кто-то из пассажиров пьет спиртное, мы его отбираем и возвращаем только по прилету. И здесь не играет роли, буянит пассажир или просто тихонечко пьет. Если же пассажир дебоширит, мы выносим первое, второе и третье предупреждения, оформляя при этом соответствующие документы. Если это не действует, то мы садимся в ближайшем аэропорту и высаживаем виновника. Там его забирает полиция. Вынужденная посадка оплачивается из кармана того самого пассажира.
– Куда девается еда, которая остается от пассажиров? Может ли пассажир попросить дополнительную порцию?
– Если пассажиры просят дополнительную порцию, мы даем. Но здесь большую роль играет человеческий фактор: если пассажир попросил вежливо, и у бортпроводника хорошее настроение, то вам дадут порцию. А так, оставшаяся еда отправляется прямиком в мусорку. Это правда, по прилету мы все выбрасываем, без исключений.
– Часто бывают экстремальные посадки?
– Перед вылетом метеорологическая служба проверяет погоду по месту вылета – Уфа – и прилета – к примеру, Москва. Если в аэропорту посадки условия неблагоприятные, то мы просто не вылетаем. Поэтому нет, посадка в плохих условиях это редкость.
– Правда, что на борту вы постоянно встречаете знаменитостей?
– Это никак невозможно рассчитать. Иногда ты видишь кого-то раз в один-два месяца или несколько раз в неделю. Недавно видела певицу Наргиз, она была такая уставшая, видимо гастроли выматывают. Бывает, что несколько известных людей летят вместе. Особых инструкций для них у нас нет, для нас они обычные пассажиры.
– Существует такое мнение, что пассажиры часто пристают к стюардессам.
– Да, это случается. Со стороны это забавно выглядит, все очень ненавязчиво и деликатно. Они мило улыбаются, ищут взгляда, пытаются завязать разговор на какие-нибудь темы, не связанные с самолетом. По итогу, некоторые находят нас в соцсетях по имени, указанному на бейдже. Один парень из Салавата долго писал мне в социальной сети, предлагал встретиться, только вот график у меня такой, что поймать практически невозможно. К счастью, большинство наших пассажиров прекрасно понимают, что мы на работе и нас беспокоить не стоит.
– А правда, что в туалетах самолетов занимаются сексом?
– Конечно, некоторые парочки уже очень любят экстрим в самолете. Единственное, что можно сделать в такой ситуации, это подойти к паре, сделать замечание и попросить вести себя прилично. Но, на самом деле, это редко происходит. За те несколько лет, что работаю, я никого на этом не ловила. От себя добавлю, что в туалете грязно и чаще всего мало места. А еще и очередь постоянно. Конечно, есть самолеты с большими туалетами, к примеру, Boeing 767. В середине салона есть просторные туалеты, там можно, но не положено.
– Вам можно выходить замуж и рожать детей? Или это просто миф?
– Это не миф, такие компании существуют, к примеру в арабских странах. Детали всегда оговариваются в контракте. Насколько я знаю, согласно их трудовому договору, стюардессам нельзя заводить отношения на протяжении определенного срока. А в России этого нет.
– Часто между бортпроводниками и пилотами возникают отношения?
– Возникают, и нередко. Но чаще отношения складываются между стюардами и стюардессами. На моих глазах образовалось уже очень много семей. Кажется, что это очень романтично: совместные полеты, свидания в аэропорту и в разных городах, прямо таки любовь в небе! На деле же, постоянный стресс на работе и разлука. Но пары все же есть, их много.
– Как решается вопрос декрета у стюардесс?
– Декрет стюардессе оформляется, как и всем. Просто с первого дня обнаружения беременности она перестает работать в небе, ее переводят на легкий труд уже в самом аэропорту.
– Бортпроводником может стать любой? Нужно ли определенное образование?
– Нет, у нас были девочки, которые пришли сразу после школы и учились заочно в вузе. После набора мы проходим обучение. В списке предметов: авиационная безопасность, медицина, психология, конструкция самолетов, аварийно-спасательная подготовка и много другое. Поэтому мы готовы к самым разным форс-мажорным ситуациям.
– В бортпроводники берут только людей модельной внешности. Это правда? Какие требования предъявляются сотрудникам?
– Не модельной, лучше сказать приятной внешности. Рост должен быть от 1,65 м. Важно, чтобы волосы были естественных цветов, маникюр спокойных тонов, ни пирсинга, ни тату, никаких броских украшений. Одежда должна быть опрятной, выглаженной. Важная деталь – часы. Они должны быть у каждого бортпроводника. Часто бывают ситуации, когда нужно засечь время: разгерметизация, использование огнетушителя и прочее.
– Зарплата. Многие убеждены, что бортпроводники получают огромные деньги.
– Во всех авиакомпаниях разный уровень заработной платы, но сейчас он везде одинаково снизился. Мы, конечно, не жалуемся, но хотелось бы больше.
Алия Мавлютова
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com