Город Оксана Савченко, восьмикратная чемпионка Паралимпийских игр: «Я считаю, что не нужно делать специализированные школы для инвалидов»

Оксана Савченко, восьмикратная чемпионка Паралимпийских игр: «Я считаю, что не нужно делать специализированные школы для инвалидов»

Успех 21-летней башкирской пловчихи Оксаны Савченко на Паралимпийских играх в Лондоне не удалось повторить никому. Спортсменка завоевала пять золотых медалей и установила четыре мировых рекорда. В эксклюзивном интервью сайту Ufa1.ru абсолютная чемпионка Игр рассказала, как оказалась в спорте, когда приехала в Уфу, и поделилась своими мечтами.

Мы встретились с Оксаной в небольшом уфимском кафе. Думаю, мало кто догадался, что чай пила здесь обладательница миллионного состояния, завидная невеста башкирской столицы, спортсменка, доказавшая всеми миру, что нет ничего невозможного.

– Добрый день, Оксана. Наша редакция поздравляет вас с успехом! Вы привезли из Лондона пять золотых медалей. Больше всех в сборной России. Какая из них наиболее ценная и тяжелая?

– Самая тяжелая – первая медаль. Это была самая сложная и запоминающаяся дистанция на 400 метров. Мы ее на выигрыш не готовили, рассчитывали просто на проплыв и, возможно, на призовое место. Борьба была очень сильная. Победа переполнила меня счастьем, было много радости, слез, эмоций.

– Стоит только догадываться. А каким был самый запомнившийся момент Паралимпийских игр?

– Был курьезный случай в первый день соревнований. Утром на предварительный заплыв раньше можно было выходить в обычных купальниках без маркировки. Теперь же правила изменились и на заплыв нужно надевать специальные плавательные костюмы, которые должны быть лицензированными. Я об этом не знала. Когда утром судьи начали проверять лицензии на костюмы и купальники, выяснялось, что мой купальник его не имеет. Заплыв начинался через 15 минут. Все вещи были в рюкзаке тренера. Я в панике бегала по бассейну и искала Игоря Львовича. Я, наверно, стала спринтером. Когда нашла гидрокостюм, то за одну минуту влетела в него, хотя обычно на это требуется минут 10. В итоге я успела на заплыв. Уже в бассейне я поняла, что чертовски устала и думала, что не доплыву эту четырехсотку. Я очень сильно переволновалась и, в результате, на предварительном заплыве показала третий результат. Зато на моем примере все знали, что по утрам нельзя плавать в обычном купальнике.

– Как говорится, «дурной пример...». Какие взаимоотношения выстроились между спортсменами в сборной России?

– У нас в сборной достаточно хороший коллектив, мы друг с другом общаемся, особой конкуренции внутри нет. На тренировках иногда соревнуемся. С другими сборными так же хорошо общаемся и до и после стартов. Удается поговорить с американцами, канадцами, австралийцами. Все друг друга понимают.

– Почему, на ваш взгляд, паралимпийцы показывают лучший результат, нежели участники Олимпийских игр?

– Сравнивать выступления олимпийцев и паралимпийцев не очень корректно. У олимпийцев уровень подготовки выше и результаты тоже лучше. Наш уровень подготовки другой, и есть некоторые ограничения. Также у нас разыгрывается в несколько раз больше комплектов медалей. Например, в дистанции 100 метров вольным стилем на Олимпиаде среди девушек разыгрывается одна золотая медаль. У нас же на Паралимпиаде на этой дистанции разыгрывается 10 медалей в разных классах. Поэтому наши выступления всегда более медалеемкие, и очень плохо, когда начинают ругать наших олимпийцев. Мы бы просто не выжили после их тренировок. Это адский труд. Мы стараемся, и они стараются. Сейчас уровень подготовки зарубежных спортсменов гораздо выше. У них и объекты есть хорошие, где можно потренироваться. Например, в США бассейн имеет каждая школа, университет. Если мы хотим развивать спорт в нашей стране, нужно идти навстречу спортсменам. Не нужно выгонять перспективных спортсменов за то, что они пожаловались на качество спортивного объекта и чиновников. У нас много таких примеров. Многие спортсмены не тренируются в России, они плавают в Америке, Италии и других странах.

Оксана Савченко удостоена ордена Салавата Юлаева, ордена Почета и ордена Дружбы. Победительница Всероссийского конкурса «Спортсмен года» в группе «адаптивный спорт».

– Очень часто на крупных соревнованиях возникают серьезные допинговые скандалы. Возникали ли аналогичные ситуации в Лондоне?

– В Лондоне двух спортсменов пауэрлифтеров из России сняли из-за того, что они что-то употребляли. Правда, до скандала дело не дошло. Мы узнали об этом через неделю из сообщений в Интернете. Мы не принимаем допинг. У нас все чисто. Пьем только то, что выписывает доктор. И вообще я против каких- либо лекарств. Есть такие спортсмены, которые преследуют цель получить призовые деньги за медали. У меня есть цель – победить, завоевать золото, доказать самой себе, что я это сделала и без допингов. Я, как элитный спортсмен, с 2008 года нахожусь на допинг-контроле. Каждый месяц я подаю информацию международному агентству. В любой момент ко мне могут подъехать, чтобы взять анализы. Я хочу остаться в спорте и не понимаю, каким нужно быть дураком, чтобы употреблять допинг.

– Успешное выступление как лакомый пирог. Всем хочется отметить свой вклад в его достижении. Скажите откровенно, что действительно помогло башкирской сборной достичь высоких результатов, а что притянуто за уши?

– Если говорить конкретно по выступлению башкирской сборной, в подготовке поучаствовали все. От Башкирии самое большое количество паралимпийцев в составе сборной страны. Многие чемпионы едут тренироваться сюда. Здесь хороший тренерский коллектив. Сейчас у Игоря Львовича Тверякова дома живет молодой перспективный спортсмен из Стерлитамака Александр Чистяков. На данный момент ни правительство, ни минспорта особого внимания на него не обращают, для них он ничего не добился. Нас тоже никто не знал. Когда мы завоевываем медали, все хотят считать эту заслугу своей. Я не знаю, как министерство помогало, но в лице директора Центра подготовки высшего спортивного мастерства РБ Евгения Емельянова мы чувствуем поддержку. Он нам организовал сборы в Италии в начале сезона, потратил весь бюджет других спортивных школ. Мы отлично потренировались две недели, благодаря этому пловцы Башкирии привезли семь медалей. Я думаю, что если бы мы пришли с просьбой съездить на сборы в Италию в министерство спорта и молодежной политики РБ, нас бы просто отшили.

– Опишите свой обычный тренировочный день.

– В шесть часов у нас подъем и утренняя пробежка. В семь часов начинается завтрак, и потом мы идем на первую тренировку. Работаем до обеда, потом небольшое время отводится на сон. Во второй половине дня начинается вторая тренировка, которая длится до ужина. Потом у нас отбой. В воскресенье нам дают поспать до 12 часов дня, а днем мы идем гулять. Мы к этому уже привыкли, это уже как работа. В день на тренировках мы проплываем от 10 до 20 километров.

– Впереди Паралимпийкие игры в Бразилии. Строите ли вы какие-то планы?

– Не хочу так далеко заглядывать. Несколько раз у меня сдавали нервы, и я хотела уйти из плавания, бросить всё. Даже перед самой Олимпиадой хотела уйти. Так что говорить о будущем и забегать вперед я не люблю. Спортивная жизнь коротка.

– Видите ли вы себя в роли тренера?

– Я не против тренерской работы, я бы с удовольствием работала с детишками, но объединить тренерскую работу и подготовку к соревнованиям невозможно. У меня нет свободного времени, постоянные тренировки. Если честно, я пошла бы на работу в министерство, можно было бы бассейн выбить... Вчера поспорила с министром спорта и молодежной политики РБ Андреем Иванютой по этому поводу. Я мечтаю, что нам построят бассейн международного уровня. Мы обиваем пороги чиновников уже не первый год. После Олимпиады в Пекине обращались к Павлу Качкаеву, Александру Никерину, Муртазе Рахимову… Прошло четыре года, но ничего не изменилось. Олимпийские спортсмены по-прежнему не имеют возможности тренироваться. Сейчас республиканское правительство сменилось, надеюсь, что на этот раз одними обещаниями не ограничатся. Ждем завершения строительства центра для паралимпийцев, в котором по проекту разместятся два бассейна европейского класса. Мы мечтаем об этом центре. Нам, уфимцам, будет приятно сидеть на сборах в Уфе, будут приезжать ребята из других регионов. Думаю, домашняя обстановка более положительно скажется на нас.

– В одном из интервью вы сказали, что мама привела вас в бассейн в возрасте пяти лет...

– Мама сыграла огромную роль в моей жизни, это ее заслуга в том, что я плаваю. Мне хотелось после школы со сверстниками погулять на улице, а мама меня вела в бассейн. Сейчас я понимаю, что не зря! Смотришь на своих сверстников, которые ни чем не занимались, и думаешь, как хорошо, что мама водила меня на плавание.

– Сопровождает ли вас мама на соревнованиях?

У нас с мамой есть договоренность, что она не посещает мои старты, так как я буду очень сильно волноваться, и она будет нервничать. Она все посмотрит по телевизору. Сейчас собираюсь поехать к маме, она живет в Бресте. Папа живет на Камчатке. Туда я мечтаю съездить уже шестой год.

– Вы переехали в Уфу из Петропавловска-Камчатского. Почему вы приняли такое решение?

– Я переехала в Уфу, чтобы заниматься с тренером Игорем Тверяковым. В возрасте 12 лет я впервые приняла участие в чемпионате России, где завоевала награду высшего достоинства на дистанции 50 метров вольным стилем. Там меня увидел Игорь Львович, предложил переехать в Уфу, обещал перспективы. Но я решилась на этот шаг через пять лет, после окончания школы. Сразу поступила в Нефтяной университет. Около года я жила в семье Игоря Львовича, потом с его родителями. После Олимпиады 2008 года на средства, которые получила, я купила себе квартиру. В прошлую Олимпиаду власти обещали жилплощадь, но не дали, в это раз обещание сдержали. Это первый большой бонус за весь период.

– Полюбили ли вы столицу и считаете ли Уфу домом?

– Уфа для меня уже родной город. Здесь все помогают, здесь все друзья и отношение хорошее. Мне здесь все нравится. Я уже превращаюсь в башкирочку. Многие спрашивали меня: «Не хочешь куда-нибудь переехать?» Я говорю: «Нет! Меня все устраивает».

– Какие черты характера помогают вам в достижении успеха?

– Мне говорят, что у меня тяжелый характер, в маму, со мной очень тяжело бороться в каких-то ситуациях. У мамы такой же пробивной характер. Она всегда прорвется, где бы ни была. На тренировках я могу и поругаться, и поспорить. Чаще всех ругаюсь с тренером. Мы всегда что-то не можем поделить. Но я думаю, что без моего характера я бы мало чего добилась, потому что на соревнованиях нужно уметь бороться, выдерживать, особенно когда остается несколько метров до финиша и нужно собрать всю волю в кулак.

3 августа 2011 года на территории БГПУ им. М. Акмуллы была открыта «Звездная аллея олимпийцев». В честь Оксаны Савченко была открыта именная звезда.

– Кто вас делает по-настоящему счастливым человеком?

– Мои родные, близкие, друзья, общение с ними. Без них была бы сплошная депрессия, я бы сошла с ума. С друзьями в Уфе я вижусь редко, потому что почти не бываю в городе. Последний раз виделись, когда они приехали встречать меня в аэропорт. Сейчас я держу в руках свои медали и думаю: «Господи, спасибо, что все так удачно закончилось». Это приносит счастье. Когда будет посвободней график, я хочу со всеми друзьями встретиться, а потом уже уеду отдыхать к морю.

– Сейчас вас называют одной из самых завидных невест Уфы? Как вы относитесь к своей популярности?

– Популярность – это состояние временное. Через месяц про нас забудут, и мы приступим к тренировкам, начнем жить своей простой жизнью. Я сейчас прекрасно понимаю, что будут появляться новые друзья. Парни уже очень часто стали писать мне в социальных сетях. Я общаюсь в своем кругу, с теми, кто со мной общался и раньше, когда у меня не было золотых медалей. Примерно такая же ситуация была после Олимпиады в Пекине, тогда стало появляться много новых друзей, но они очень быстро исчезли, вероятно, поняли, что им ничего не светит.

– Замуж не планируете выйти до Паралимпийских игр в Бразилии?

– Думаю, я еще не хочу. Я еще не нагулялась, еще рано.

– Сейчас вы заканчиваете одновременно два вуза республики: УГНТУ и педагогический университет им. М. Акмуллы. Как удается все успевать?

– Я учусь очно в БГПУ и одновременно в Нефтяном университете. Оба вуза заканчиваю в этом году. В педуниверситете мне делают массу поблажек, потому что являюсь студентом факультета физической культуры и спорта. Я бы уже закончила учебу, если бы не мои частые отъезды, сборы. В УГНТУ сложновато, но мне тоже помогают, входят в положение, хоть и вуз технический. Иногда, правда, приходится учиться. Сейчас осталось написать дипломы, ГОСы я уже сдала.

– Многие спортсмены уходят в политику. У вас есть в планах стать депутатом Государственной думы РФ?

– Возможно, почему бы и нет. Политика – это же хоть какая-то польза обществу. Я иногда удивляюсь законам, которые они принимают. У нас в стране каждый воспринимает закон со своей точки зрения. У нас Россия – необычная страна, которая отличается от всего мира. Русского человека не поймет никто.

– В России принято считать, что инвалидность – это приговор. Что вам помогло не сломаться?

– Я инвалид с рождения, я не понимаю, как видеть двумя глазами, я этого никогда не испытывала. Из моих воспоминаний… Меня никогда не выделяли в детском садике. Вначале я была в детсаде для детей с нарушением зрения, и мама специально перевела меня в обычный садик, чтобы я адаптировалась к окружающему миру. Я всегда училась в обычной школе. Конечно, мне было тяжело, всегда сидела за первой партой. Меня никто не ограничивал, не говорил, что я инвалид. Сейчас учусь в университете. Я не могу видеть того, что пишут преподаватели на доске, но я могу попросить у одногруппников лекции и скопировать их. Я считаю, что не нужно делать специализированные школы для инвалидов. Я бы помещала детей в обычные школы, где приучала бы их одноклассников общению с людьми с ограниченными возможностями. В России все тыкают в инвалида и каждый раз ему напоминают, что он инвалид. Этого не должно быть. Мы тоже люди. Я много раз наблюдала, как на человека с синдромом Дауна тычут пальцем. В Европе такого нет. Он такой же человек, как и все, просто родился таким.

– Что бы вы пожелали инвалидам?

– Я бы пожелала нашим инвалидам не сдаваться никогда, всегда идти вперед, не обращать внимания на тех людей, которые могут говорить что-то неадекватное, плохое. Нужно задать себе цель и следовать к ней. Мечты должны быть. На своем примере скажу, что они осуществляются. Когда я начинала плавать, то мечтала стать паралимпийской чемпионкой. Теперь я восьмикратная чемпионка. Главное – идти к цели и не лениться. Если хочешь чего-то добиться, нужно действовать, не сдаваться. И желаю здоровья. Это самое главное. Чтобы не запускать свое здоровье, нужно постоянно обследоваться, не бояться докторов.

– И, напоследок, скажите, как будете тратить свои миллионы?

– Их еще нужно получить, чтобы потратить. Мы еще пока ничего не знаем. Мы только получили квартиры.

Фото: Фото Анны ПТИЦЫНОЙ и из личного архива Оксаны САВЧЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем