Минздравсоцразвития РФ обещает нам в скором времени более легкие роды. Планируется узаконить присутствие отца при рождении ребенка, сократить время пребывания рожениц в родильных домах, а также ввести в регионах так называемые «альтернативные» роды – с национальным уклоном. Все нововведения будут прописаны в новом законе «Об охране здоровья граждан», который сейчас активно обсуждается.
По словам директора департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения министерства Валентины Широковой, в ходе предстоящей реформы более двух тысяч российских учреждений родовспоможения планируется разделить на три уровня. Роддомы первого уровня будут принимать женщин с нормальным протеканием беременности, учреждения второго уровня – межрайонные центры – предназначат для женщин с незначительными факторами риска осложнений беременности и родов. Женщин с серьезными патологиями беременности планируется направлять в НИИ и перинатальные центры, способные оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь. В настоящее время перинатальные центры имеются в 48 субъектах РФ, но только в 29 из них уровень технической оснащенности соответствует современным требованиям. В ближайшее время планируется завершить строительство 22 новых перинатальных центров.
В соответствии с программой модернизации в течение беременности женщина должна будет посетить врача как минимум восемь раз. Это вдвое больше, чем в большинстве зарубежных стран. Необходимость такого числа посещений Валентина Широкова объяснила более низким уровнем выявляемости патологий беременности в России. Само же пребывание женщины в роддоме будет сокращено до четырех дней. Это позволит сократить риск внутрибольничных инфекций в родильных домах.
Минздравсоцразвития также планирует узаконить присутствие отца во время родов, причем на безвозмездной основе. Соответствующая норма, как ожидается, будет также прописана в новом законе «Об охране здоровья граждан». «Мужчина, который увидел ребенка в первые минуты жизни и взял его на руки, совершенно по-другому относится к нему. По статистике, в таких семьях реже разводятся», – пояснила Валентина Широкова. Впрочем, для того, чтобы мужчина мог присутствовать на родах, роддом должен располагать индивидуальным родильным залом.
«У нас эта норма существует уже несколько лет, – комментирует новость акушер-гинеколог Олег Денисов. – Если отец пожелает присутствовать при родах, ему никто и нигде не откажет».
Как показывает практика, ажиотаж вокруг темы присутствия отцов при рождении младенцев в России уже прошел. По словам Олега Витальевича, если в первые годы от мужчин, желающих присутствовать при рождении сына или дочки, отбоя не было, и это стремительно превращалось в модную тенденцию, то сегодня будущие родители относятся к нововведению спокойно и трезво.
«Посылов для ажиотажа было несколько: стремление во всем обрести свободу выбора, желание подражать богатым и страх рожениц остаться один на один с медицинским персоналом, – считает Олег Денисов. – Потом появились новые технологии в службе родовспоможения, выросло доверие к врачам, и необходимость в поддержке родных и близких во время родов отпала. Сегодня не так много женщин, которые желают, чтобы муж во время родов непременно был рядом».
Акушеру-гинекологу оппонирует медсестра Ванда Шубная: «Лично я против присутствия пап в родильном зале. Потому что из личной практики знаю, что мужчины часто падают в обморок во время самой процедуры родов, и не знаешь, кому в первую очередь оказывать помощь – маме с младенцем или слабонервному папаше. Но есть аргументы и посерьезнее. Во-первых, наши родильные дома к этому не готовы, потому что нет индивидуальных родзалов. Если в родзале два или четыре стола, где одновременно рожают четыре женщины, как впустить туда мужчин? Во-вторых, нам трудно тягаться с Европой в вопросах санобработки – если там все дезинфицируется в автоматическом режиме, то у нас по старинке применяется физический труд санитарок, которых катастрофически не хватает».
По мнению Ванды Станиславовны, чтобы ввести такие нормы в службе родовспоможения, нужны дополнительные вложения в ее развитие.
Однако Олег Денисов утверждает, что в российских роддомах все необходимое для нововведения есть: и дополнительные комплекты стерильной одежды для отцов, и возможности сдать все необходимые анализы, и современные антибиотики, и технологии, позволяющие соблюдать стерильность в родильных домах.
Растет, как выяснилось, и отряд отцов, которые приняли в свои сильные руки сыночков и дочек в первые секунды их появления на свет. К отряду слабонервных их трудно отнести.
«Меня спрашивали перед тем, как впустить в родзал, не упаду ли я в обморок, – рассказывает директор по спецпроектам 74.ру Роман Грибанов. – Но я и сегодня уверен: долг мужчины – быть рядом с женой, когда ей предстоит рожать. Я понял, что был очень нужен своей жене, в предродовой палате, когда начались схватки, потому что моя психологическая поддержка была неоценима, около полутора часов я не замолкал, рассказывая ей веселые истории, ставил для нее самую лучшую музыку, держал ее за руку. И был второй момент, который иначе как кайфом назвать нельзя: когда мне на руки передали моего сына – в самые первые секунды после рождения – и я пел ему что-то. Там были еще три младенца, которые попискивали, а мой молчал. Я даже заволновался: почему? «Да потому, что папа и мама рядом», – сказала акушерка. Наш сын – папин и мамин с первых секунд появления на свет. Сейчас я большую часть времени провожу на работе, но эта связь не теряется, вот что ценно».
Политический обозреватель Александр Королев утверждает, что присутствовал при родах не только ради своей жены, но и ради себя самого: «Когда ты рядом, то спокоен и уверен, что каждую минуту можешь прийти ей на помощь. Не могу оставаться в неведении и метаться в четырех стенах. И она была спокойна, что я рядом, что все будет в полном порядке. К тому же я действительно убедился, что у нас хорошие врачи и акушерки, им можно доверять».
«Решение о совместных родах должно приниматься индивидуально каждой парой, – говорит психолог перинатального центра Галина Стародубцева. – С одной стороны, это хорошо – папа присутствует при рождении своего ребенка и физически, и психологически, он доверяет врачам, так как видит весь процесс сам, для него роды – это событие. С другой стороны, есть ряд параметров, по которым не рекомендуются партнерские роды. Например, если женщина не доверяет мужу, если у нее есть какая-то обида на него, если в паре часты конфликты». Кроме того, Галина Владимировна не советует звать на совместные роды пап мужественных профессий, привыкших командовать – пожарных, милиционеров и прочих. «Женщине больно, плохо, а муж не может посочувствовать, не привык», – объясняет психолог. Она подчеркнула, что в любом случае пары должны быть подготовлены к таинственному процессу заранее.
Помимо этого, в ряде регионов РФ Минздрав намерен ввести в практику «альтернативных» родов, которые будут учитывать национальные традиции местного населения. Что касается домашних родов, то официального запрета на них нет. Однако о них не говорится ни в одном из нормативных актов. «Никто не возражает против них, но нужно построить целую систему, чтобы женщина могла вызвать на дом врача, акушерку, а те бы, в свою очередь, создали условия для нормальных родов. Но все равно останется большой риск для женщин с сопутствующими патологиями. Это чревато летальным исходом. Потому к домашним родам отношение и настороженное», – считает Валентина Широкова.