Президент Башкирии Рустэм Хамитов распорядился обеспечить школы республики высокоскоростным Интернетом. Соответствующий документ подписан в четверг, 12 августа.
По данным Министерства образования Республики Башкортостан, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2007 годах к Интернету подключены 100% школ Башкирии (тогда их было 2432). Услуги по доступу к сети Интернет по наземным каналам связи школам предоставляют два оператора: ОАО «Башинформсвязь» и ОАО «Уфанет». Первый оператор обслуживает 2143 школы, второй – 47. Отдаленные 26 школ, например в Белорецком и Бурзянском районах, которые находятся в окружении лесов и гор, обслуживает ОАО «СпутникТелеком».
Первоначально услуги доступа к сети Интернет оплачивались за счет федерального бюджета. В 2008 году начался постепенный переход на региональное финансирование, причем стоимость услуг была довольно высокой – 2,5 тысячи рублей ежемесячно за скорость 128 кбит/с. Конечно, это очень неудобно. Представьте, если в школе 10 компьютеров, какая скорость приходится на каждый из них.
В 2010 году стоимость школьного Интернета удалось снизить до полутора тысяч рублей, в то же время операторы согласились увеличить скорость до 512 кбит/с в 608 школах и до 256 кбит/с – еще в 289.
До 1 мбит/с скорость удалось увеличить не без помощи Рустэма Хамитова, который уделил этой проблеме особое внимание, признаются специалисты Минобразования. График увеличения скорости доступа к всемирной сети в школах республики уже готов и прилагается к распоряжению президента. Переход на более высокую скорость будет идти в четыре этапа. Более 50% школ получат скорость в 1 мбит/с уже к 1 сентября 2010 года. Следующие 370 школ переключат на быстрый интернет к 1 октября. Затем до конца года интернет-скорость возрастет еще в 465 школах. Оставшиеся 204 учебных заведения смогут воспользоваться быстрым Интернетом к началу следующего учебного года.
Связано это с тем, что не во всех районах можно сразу же увеличить скорость интернет-трафика. Например, там, где оптико-волоконная связь отсутствует, сделать это пока не получится. Чтобы открыть доступ к более быстрому Интернету этим 204 школам, поставщикам услуг необходимо установить более современное оборудование, провести в деревни и села оптико-волоконную связь.
«Проблем с переходом на скорость 1 Мбит/с у нас не возникнет, – говорит пресс-секретарь ОАО «Башинформсвязь» Рушан Киреев. – Сегодня в 609 школах скорость доступа к Интернету составляет 512 Мбит/с, в 279-ти – 256 Мбит/с. Интернет есть во всех школах 24 часа в сутки 365 дней в году. Сейчас волоконная оптика доведена до каждой районной АТС. В отдельных районах все АТС соединены по оптике. В городах и райцентрах скорость, конечно же, выше. К 1 сентября скорость в 1 Мбит/с будет в 1057 школах республики. Со временем она увеличится во всех общеобразовательных учреждениях».
Так, в этом году запланировано проложить две тысячи километров оптико-волоконного кабеля, что обойдется оператору в 300 миллионов рублей. По словам Рушана Киреева, программа увеличения интернет-скорости в школах в какой-то степени ускорит модернизацию оборудования.
«Конечно, Интернет в сельских школах необходим. Особенно в деревнях, где часто недоступна любая другая связь вообще. В Интернете можно найти огромное количество нужной информации. И вообще, жизнь без информационных технологий сегодня трудно представить. Главное, чтобы и компьютеры в школах были современные и в достаточном количестве», – считает педагог одной из сельских школ Ирина Зарипова.
По мнению специалистов, самой большой проблемой на пути Интернета в школы остается кадровый вопрос. По данным муниципалитетов, в среднем информационными технологиями владеют 63% учителей. Теоретически Интернет доступен для учеников и учителей с 9:00 до 18:00. Однако основная нагрузка по организации информационного пространства ложится на плечи учителей информатики. Педагогам помимо преподавания информатики предполагается обеспечивать доступ к всемирной сети, вести при этом журналы регистрации и обеспечивать работу фильтрации контента. Часто они выполняют эту работу без дополнительной оплаты: с 2008 года ставки по информатизации сокращаются, и надбавки за обслуживание компьютерной техники учителя не получают.
Интерес к использованию информационных технологий на уроках повышается, отмечают педагоги. Теоретически следующим шагом должна стать программа поддержки специалистов, организующих школьное информационное пространство, другой вариант – открыть дополнительные ставки инженеров или лаборантов. Благодаря этому в школах появятся школьные информационные центры, которые будут доступны в течение всего рабочего дня.