В последние дни количество уфимцев, укушенных клещами, резко возросло. В этом году от насекомых пострадало почти в три раза больше людей, чем в предыдущем. С начала сезона в эпидемиологический центр обратилось уже около 1900 граждан, причем 34 человека были укушены зараженными «энцефалитными» паразитами.
Клещевой энцефалит – острое вирусное заболевание, опасное поражением серого вещества головного и спинного мозга с развитием парезов и параличей. После болезни могут наблюдаться остаточные явления: вялые параличи, атрофия мышц, снижение интеллекта, иногда эпилепсия. Восстановление длится годами. Полное выздоровление может и не наступить.
В последние годы клещевой энцефалит становится болезнью не только «группы риска»: геологов, топографов, лесников, охотников, строителей линий электропередач, трубопроводов, автомобильных и железных дорог, но и городских жителей. Часть заболевших людей, например, подверглась нападению клещей в лесопарках и пригородных зонах.
В городе от насекомых спасают дезинфекторы: специальным составом в республике обработано почти 300 гектаров зеленых насаждений. В Уфе продезинфицировано почти 43 гектара.
«Противоклещевая обработка проводится в местах отдыха: парках, скверах, пионерских лагерях, на базах отдыха, площадках предстоящих сабантуев», – рассказывает специалист-дезинфектор.
В этом году клещей, как никогда, много, отмечают инфекционисты. Потенциально опасными зонами уже объявлены Уфимский, Иглинский, Ишимбайский, Кушнаренковский, Белорецкий, Кармаскалинский, Бирский, Туймазинский, Дюртюлинский и Чишминский районы. Паразиты особенно активны и опасны в мае и июне, рассказывают врачи. Вопреки распространенному заблуждению, клещи не «прыгают» на людей с деревьев, а ползут с земли. Эти паукообразные существа чувствуют тепло, идущее от человека, и стремятся к нему. Взбираясь по одежде, клещ крепко присасывается к жертве – обычно в подмышечной или паховой области. Прежде чем укусить, клещ довольно долго отыскивает место для «нападения», поэтому, если часто себя осматривать, паразита можно обнаружить. Если все же насекомое успело впиться в кожу, самое разумное – аккуратно его извлечь и принести на анализ в лабораторию. Если диагноз подтвердиться, пациенту бесплатно введут иммуноглобулин против опасного вируса.
«Такого пациента мы в день исследования направляем на введение иммуноглобулина, – говорит Шамиль Ибрагимов, заведующий вирусологической лабораторий Управления Роспотребнадзора по РБ. – Это и есть экстренная иммунопрофилактика. При введении иммуноглобулина пациент не заражается».
Клеща на исследование необходимо доставить неповрежденным, только в этом случае специалисты смогут выяснить, был ли он опасен. Поэтому извлекать насекомое нужно осторожно. Раздавленного или разорванного клеща специалисты просто не примут, и иммуноглобулин придется вводить за свой счет или отказаться от инъекции на свой страх и риск.
Однако многих уфимцев укусы насекомых не пугают.
«Моя мама живет в саду, и клещи довольно часто к ней присасываются. Но в лабораторию она их не возит, решила, что не наездишься, – говорит сотрудница рекламного агентства Гульнара Гимаева. – Я часто хожу в походы и знаю, что в случае укуса поможет йодантипирин. Его нужно начинать пить в первые часы после укуса – тогда не заболеешь совсем или перенесешь энцефалит без серьезных последствий. Однажды множество клещей присосалось к моему брату и его другу. Они сложили всех семерых в одну коробку. Один клещ оказался энцефалитным. Поскольку определить, чей он, было невозможно, иммуноглобулин не вкололи ни одному из парней. Но брату достать лекарство помогла тетя-медработник, а его друг остался без профилактики, но не заболел. Поэтому мы решили, что инфицированный клещ был с брата».
В этой ситуации могут оказаться полезны и любые противовирусные препараты: ремантадин, амиксин, интерфероны, – правда, ни один из них не дает гарантии 100-процентной защиты.
Интересно, что человечество долгое время и не подозревало о существовании этой болезни. Россияне «познакомились» с коварным вирусом только в 1930-е годы, когда советское государство начало претворять в жизнь свои грандиозные планы по освоению Дальнего Востока. Именно тогда, весной и в начале лета, в лагерях и стоянках, начались вспышки тяжелейшей болезни.
В 1935 году таежную болезнь удалось описать как «весенне-летний энцефалит», еще через два года ее начали серьезно изучать. Подозрения о том, что эта инфекция имеет вирусную природу, подтвердились.
Главный переносчик вируса энцефалита – таежный клещ Ixodes persulcatus. В теле клеща возбудитель живет и размножается. При этом вирус также неплохо себя чувствует в организмах других обитателей тайги: грызунов, зайцев, ежей, птиц и других животных, которых кусают клещи. За время длительной совместной жизни звери и птицы привыкли к вирусу, и поэтому переносят заражение без ущерба для здоровья.
Интересно, что иммунитет к болезни есть и у людей, никогда ею не болевших, но долго живших в природном очаге энцефалита. Энцефалитом не болеют уроженцы Приморского края. Здесь заболеваемость в разы ниже, чем среди тех, кто переехал в регион. Если местные жители заражаются энцефалитом, то болезнь у них обычно протекает в легкой форме и редко приводит к смерти. Информации о том, что таким иммунитетом обладают жители эндемичных по заболеванию районов Башкирии, нет. Поэтому лучшей защитой от энцефалита остаются всем известные меры: плотная одежда, репелленты, регулярный осмотр одежды и тела. Особенно внимательным надо быть весной, когда вышедшие из спячки голодные клещи наиболее активно ищут жертву. Это избавит от возможных проблем со здоровьем.