Город Лилия Гумерова, уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан: «Бороться с равнодушием просто необходимо»

Лилия Гумерова, уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан: «Бороться с равнодушием просто необходимо»

Уполномоченный по правам ребенка в республике появился в конце января. Эту ответственную должность депутаты Госсобрания доверили Лилии Гумеровой.

До назначения Лилия Гумерова работала в Учалах: сначала педагогом-психологом в средней школе №10, затем – в администрации города. В Учалах ее хорошо знают и любят. Грамотная, эрудированная, очень чуткая и отзывчивая – так отзываются о ней бывшие коллеги.

«Мы очень обрадовались, когда узнали, что она стала уполномоченным по правам ребенка. Еще когда Лилия Салаватовна уходила на повышение в администрацию, мы за нее радовались, но отпускали с сожалением. Не так просто найти творческого, ответственного специалиста. В нашей школе она подняла работу психолога на самый высокий уровень. Могла найти общий язык с любым ребенком и его родителями», – рассказывает о Лилии Гумеровой завуч учалинской школы №10 Фирюза Сагитова.

– Лилия Салаватовна, как вы думаете, каким детским учреждениям сегодня требуется особое внимание со стороны уполномоченного?

– В республике более 100 детских домов, интернатов, коррекционных учреждений… Мне кажется, внимание требуется всем.

– Вы посетили достаточно много детских учреждений нашей республики. Какие у вас лично остались впечатления от этих визитов? Что-то тронуло, задело, порадовало?

– Стоит честно отметить, что за последние два года для укрепления материально-технической базы учреждений сделано очень много. Созданы условия, в которых дети чувствуют себя комфортно. Что касается негативных моментов, то каких-то серьезных проблем, таких как, например, жалобы на педагогов, к счастью, нет. В анкетах дети в основном отмечают лишь случаи мелкого воровства. Но я считаю, что успокаиваться не надо, эту работу нужно продолжать.

Чтобы вовремя узнавать о каких-то тревожных сигналах, я бы сделала акцент на усиление социально-психологической службы в каждом учреждении. Сейчас, в условиях оптимизации, многие делают крен на сокращение этих штатных единиц. Я считаю, что лучше отказаться от лишнего бухгалтера, обслуживающего персонала, технических работников. При этом мы постоянно должны работать над повышением квалификации этих сотрудников, потому что многие из них приходят не вполне подготовленными. Я уже обсуждала эту проблему с руководством БГПУ. Мы хотим на следующий год запустить программу повышения квалификации для психологов: разъяснить методику, обучить, как проводить тренинги, как общаться с той или иной аудиторией, родителями-алкоголиками, например. Эти навыки мы вполне сможем дать.

После случая в Ижевске, когда несколько воспитанников интерната вскрыли себе вены, мы начали посещать интернатные учреждения. И хотя никаких тревожных признаков мы не обнаружили, мы хотим, чтобы этот мониторинг был не разовый, а постоянный. Я хочу внести предложение, чтобы независимые эксперты посещали каждое учреждение ежегодно или дважды в год. Важно не только посмотреть крыши, проверить противопожарную безопасность, но и с помощью специалистов изучить психологический климат в учреждении. Гораздо важнее предупредить проблему, нежели потом бороться с ее последствиями. Выяснить, что где-то что-то не так, можно даже в ходе одноразового анкетирования.

Вы, наверное, слышали про случай в Ишимбае, где мальчик покончил с собой. Я сама туда выезжала, встречалась с друзьями, педагогами, и я согласна с оценкой специалистов: единственной причиной случившегося было то, что мальчик не смог пережить разлуку с домом. Мне кажется, никакая учеба не стоит того, чтобы раньше времени разлучать ребенка с родителями. Может быть, это кажется мелким, но я считаю, что в каждом интернатном учреждении, которое набирает детей на обучение по способностям, нужно ввести тестирование на психологическую готовность ребенка жить самостоятельно. Я думаю, отсев будет небольшой, но с помощью этого инструмента мы сможем какую-то часть детей оградить от неприятностей. Сейчас дети другие, они очень ранимы. Душевное состояние ребенка – слишком тонкая материя, и мы должны это учитывать.

– Какие права детей чаще всего нарушаются?

– Большинство обращений граждан касаются защиты жилищных и имущественных прав детей. К сожалению, действующее законодательство многие вопросы решает не в пользу ребенка, и мы хотим предложить депутатам Госсобрания республики выступить с законодательной инициативой. Без изменения нормативно-правовой базы очень сложно что-то сделать.

Задача номер один, которую нужно решать на федеральном уровне, – это совершенствование жилищного и гражданского кодексов в пользу защиты интересов и прав детей. Сегодня, когда все решения принимает собственник, у нас дети десятками, сотнями остаются на улице без жилья. И суды выносят решения в пользу собственников, поскольку это соответствует действующему законодательству.

Очень много нарушений по алиментным обязательствам. Ответственность за неисполнение родительских обязанностей – это всего лишь штрафы, которые чаще всего невозможно взыскать, потому что родители нигде не работают. Самое страшное, что мы можем сделать, – это лишить родителей в зале суда прав на ребенка. И все – с этого момента они больше ни за что не отвечают. И потом, ведь они дальше могут бесконечно рожать – ведь жалко детей! Наверное, в этом случае мы должны вводить какие-то меры, для того чтобы ответственность все-таки была.

– Защищены ли сегодня права детей-инвалидов?

– Сегодня в республике 13 тысяч детей-инвалидов. Конечно же, хотелось бы усилить реабилитацию этих ребят. Для этого необходимо, чтобы реабилитационные центры заработали более эффективно. Сегодня в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обсуждаются эти вопросы. Нам хотелось бы вывести реабилитационные центры из состава комплексных, которые все-таки в большей степени должны оказывать бытовые услуги. Нужно сделать так, чтобы было больше массажистов, психологов, врачей, логопедов. К сожалению, есть случаи (это особенно характерно для сельских районов), когда дети лежат годами. Никакие реабилитационные мероприятия с ними не проводят. Я бы хотела, чтобы каждый ребенок-инвалид получал весь тот комплекс реабилитационных мероприятий, который ему полагается по закону. Да, сегодня мы создали реабилитационные центры. Теперь нужно научить их эффективно работать. И более того, из года в год механизм оказания реабилитационной помощи должен совершенствоваться.

Здесь иногда приходится и с родителями вести разъяснительную работу, доказывать им, что это действительно необходимо. Ведь очень большая разница: просто ребенок лежит или может держать кружку, ложку, в чем-то обходиться без посторонней помощи.

– Часто ли дети сталкиваются с жестокостью со стороны взрослых?

– К сожалению, у нас пока не уменьшается число родителей, лишенных родительских прав. Количество преступлений против детей по итогам 2009 года было 2072, из них 691 против малолетних до 14 лет и 19 – против новорожденных.

В 2008 году 1865 родителей лишили родительских прав за неисполнение родительских обязанностей, в 2009 – 1831. Все эти цифры свидетельствуют о том, что случаи насилия над детьми у нас есть. Поэтому помимо силовых структур, органов прокуратуры нам важно создать механизм общественного контроля. Никто не должен быть равнодушным. Сегодня, если подростки дерутся – мы проходим мимо. Взрослый человек будет избивать мальчика – мы не будем вмешиваться. Эту психологию невмешательства в один день мы, конечно, не искореним. Но бороться с равнодушием просто необходимо.

– Как можно выявить асоциальные семьи, где к детям, мягко говоря, плохо относятся?

– Они выявляются через комиссии по делам несовершеннолетних, через органы опеки, через образовательные учреждения, комплексные центры социального обслуживания. Сегодня в республике создан межведомственный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства, аналогичные советы созданы в каждом муниципалитете. Это, во-первых, позволяет отслеживать и брать на учет каждую семью, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, и составлять программу индивидуальной реабилитации. Второй этап программы – создание банка данных детей, которые проживают в этих семьях.

– То есть если что-то не так, кто-то в любом случае должен позвонить и сообщить, что с ребенком обращаются плохо?

– Если даже кто-то из соседей сообщит в школу, в управление соцзащиты или в тот же детский сад, то уже у нас появляется гарантия, что этот ребенок будет взят на учет, и к его судьбе подключатся не только педагоги, но и все структуры, работающие в данном направлении. Допустим, если у него есть какие-то заболевания, тут же начнут работать медики. Эта система уже действует в республике, она будет совершенствоваться, и я как уполномоченный буду работать над тем, чтобы этот институт развивался.

Мы будем продолжать программу по профилактике социального сиротства. Сегодня из 19 тысяч детей-сирот более 90% – это социальные сироты. Да, мы сегодня создаем интернатные учреждения, приюты, совершенствуем различные виды помощи детям-сиротам, увеличиваем размеры пособий, но ведь это же работа по смягчению последствий свершившегося факта. Где ребенок может быть защищен и счастлив, если не в своей семье, где есть мама и папа? Только в этом случае мы можем говорить о том, что интересы ребенка могут быть стопроцентно защищены.

– Какие у вас как уполномоченного возможности в рамках должностных обязанностей?

– Это достаточно широкий спектр полномочий. Мы можем без предупреждения посещать любые детские учреждения, обращаться с запросами и требовать информацию, просить органы местной власти дать ответ по тому или иному вопросу, обратить внимание на то или иное учреждение, заявить о проблемах и попросить об устранении выявленных недостатков, вести прием, выступать с предложениями по совершенствованию механизма защиты. Законодатель наделил нас достаточно обширными возможностями, которые дают право использовать их в целях защиты детей.

Кроме того, уже работает общественная приемная, куда граждане могут обратиться со своими проблемами. Мы будем публиковать телефоны доверия, вскоре появится возможность обратиться к уполномоченному с помощью интернет-сайта.

– Общественная приемная работает всего месяц. Удалось ли уже решить какие-то проблемы?

– Мы через центры занятости помогли нескольким мамам с трудоустройством, с оформлением документов. Кто-то не мог оформить медицинский полис, кого-то совершенно незаконно не принимали в школу. Эти вопросы мы быстро решили с помощью министерства образования и различных служб. Еще одну женщину поместили в кризисный центр: она осталась с ребенком на улице. Разбираемся, вникаем, проверяем факты, по некоторым жалобам выезжаем.

– Обращаются ли за помощью сами дети?

– Пока таких случаев не было. Вопросы от детей были, когда я посещала колонию для несовершеннолетних в Стерлитамаке, детские дома. В основном это случаи, когда детям нужна та или иная консультация по их правам. В колонии, например, были вопросы по предстоящей амнистии: коснется ли она их статей. Спрашивали об условиях поступления в то или иное образовательное учреждение. Часть вопросов была о моей работе: как можно обратиться, чем я занимаюсь. То, что у них пока познавательный интерес, радует. Дай бог, чтобы мы встречались лишь в рамках консультаций.

– Будут ли у вас помощники?

– Деятельность уполномоченного обеспечивает Секретариат Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан. Кроме того, имеется сектор по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка в республике, который работает с документами, решает технические вопросы, участвует в приеме граждан.

10 марта у нас прошла конференция, на которой были объявлены имена общественных помощников уполномоченного. Общественные помощники появятся в каждом муниципальном районе и каждом городском округе. Некоторых из них я знаю лично по своей прежней работе. Это достаточно известные люди в своем районе. Встречаясь с ними, я увидела, что они не просто обладают опытом в области защиты прав ребенка – это люди, прежде всего, неравнодушные. У них к детям особое отношение. Мне кажется, толк из этого будет.

Кроме того, мне бы хотелось, чтобы общественные помощники появились и среди детей. То есть в каждой школе, например, у нас будет такой помощник – старшеклассник, пользующийся неформальным авторитетом. Это нужно, чтобы дети могли сообщать о фактах насилия, фактах незаконного сбора денег, серьезных межличностных конфликтах, которые переходят в драки, травлю. Понятно, что будет много лишних звонков, но в то же время у нас будет возможность вовремя отреагировать.

– Все-таки министерств, ведомств, занимающихся детьми, у нас достаточно много. И при этом мы создаем институт «детского» правозащитника. Получается, созданная система не работает?

– Мне кажется, можно создавать сколь угодно много министерств и ведомств, но толку не будет. Ведомств, министерств, общественных институтов по работе с детьми и семьей у нас действительно много. Но при этом отсутствует их взаимодействие. Если мы научимся правильно взаимодействовать, это будет шагом вперед.

– Как сегодня у вас складывается работа с республиканскими ведомствами?

– Пока не было такого, чтобы нам отказали, не вовремя ответили, чтобы сказали: нет, это не наша задача… Работа идет очень четко. Более того, руководители ведомств, бывает, лично перезванивают, уточняют какие-то моменты и достаточно оперативно реагируют. Я считаю, это добрый знак. Новый институт воспринимают серьезно.

– Станет ли аппарат уполномоченного последней инстанцией в защите прав ребенка?

– Я думаю, последней не станет. Это будет один из институтов, защищающих детей. Но если мы столкнемся с ситуацией, когда человек везде побывал и нигде ему не помогли, – думаю, мы будем обязаны помочь. Вот, например, когда есть решение суда, верховного суда, что-то изменить ведь практически невозможно. Но переговорив с муниципалитетами, можно изыскать возможность предоставить временное жилье, поместить в кризисный центр, помочь с работой, устроить на лечение ребенка. Я считаю, с помощью наших межведомственных советов мы это сможем сделать. Ведь часто речь идет просто о спасении жизни, здоровья ребенка и важно помочь именно в кризисный момент, чтобы позднее дать маме шанс самой позаботиться о ребенке.

– Защищать детей сложнее, чем взрослых?

– Сложно сказать… Наверное, это ответственнее. Взрослый дееспособный человек может обратиться в суд, получить какие-то консультации. А ребенок дошкольного возраста самостоятельно даже из дома выйти не может, не может связаться по телефону.

Дети – это особая категория, и любой здравомыслящий человек это понимает. Нам ведь много приходится работать с общественными структурами, органами исполнительной власти, и они охотно идут навстречу, потому что ребенок – это самое святое, что у нас есть.

– Как вы думаете, почему в стране, которая победила безграмотность, справилась с проблемой беспризорности, сегодня с отношением к детям как-то не все хорошо?

– Это, наверное, одна из социальных проблем современного общества: разрушение нравственных начал, перелом, когда мы переходили из одной экономической формации в другую, изменилась нравственная надстройка, рушились авторитеты, идеалы… Вылечить общество, я думаю, можно только с помощью комплексного подхода. Это создание экономической базы, которая давала бы возможность человеку трудиться, развитие производства, поддержка малого предпринимательства, создание льготной системы налогообложения для производителей или семей, имеющих детей, всевозможные льготы и пособия для определенной категории граждан. Это и нравственная сторона – возрождение института семьи. Мама, ребенок должны стать святыми понятиями, на которые ни при каких обстоятельствах невозможно было бы посягнуть. Это совершенствование законодательства.

Сегодня в каждом фильме 80% времени уходит на то, чтобы показать, как люди унижают друг друга, и в то же время мы забыли о добрых фильмах, которые говорят о детской дружбе, о семейной идиллии, туризме. Все это нам предстоит долго возрождать.

– Статистика показывает, что часто дети попадают в неприятности только потому, что остаются без родительского надзора: их некому вовремя забрать из школы, погулять с ними во дворе. Взрослые вынуждены много работать. Не стоит ли принять какие-то меры, чтобы мама могла уйти с работы пораньше и провести время с ребенком?

– Может быть, нам стоит развивать спектр социальных услуг. Все равно уже есть институт гувернерства – пока на уровне предпринимательской деятельности. Создаются автономные учреждения, продленки.

Думаю, продленки должны быть альтернативного вида. Не так, что ребенок остался в школьной форме, поел и сидит за партой. Общество развивается, многие родители получают достойную заработную плату. Мы должны развивать новый вид, государственные услуги по психологическому, педагогическому и воспитательному сопровождению.

– Что бы вы сказали тем, кто сегодня несет ответственность за детей?

– Мне кажется, главное – это любить своих детей. Научиться их любить такими, какие они есть, со всеми их достоинствами, способностями, недостатками. И только тогда мы, наверное, сможем принимать правильные решения, задать правильный вектор воспитания ребенка и, в конце концов, просто вырастить из него самодостаточную личность, человека, который потом сможет любить себя, любить мир, любить своих родителей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем