Не секрет, что выставочная деятельность является важнейшим элементом продвижения на рынке товаров и услуг. Осень – традиционное время открытия выставочного сезона. Сегодня мы предлагаем читателям интервью с генеральным директором ОАО «Выставочный комплекс «Башкортостан» Альбиной Кильдигуловой.
– Альбина Вильевна, повлияла ли сегодняшняя экономическая ситуация в стране и республике на вашу деятельность и на участие в выставках компаний-производителей?
– Безусловно, повлияла. Выставочная деятельность является отражением экономической ситуации в стране. Есть некоторый процент снижения участников выставок. Мы находим новые проекты, нетрадиционные пути продвижения выставок и поиска участников. Это дает нам дополнительный стимул для того, чтобы развиваться.
Сегодня для успешной работы необходимы профессионализм, креативность в работе для того, чтобы выставки проходили как настоящее событие, как праздник бизнеса.
– Перенимаете ли вы в своей деятельности опыт российских и зарубежных коллег?
– Естественно. Во-первых, мы руководствуемся только сложившимися выставочными технологиями. Во-вторых, мы постоянно изучаем опыт всех выставочных организаций, которые работают как в нашем регионе, так и на рынке Москвы. Это, естественно, Экспоцентр, Крокус Экспо, и ЛенЭкспо. На выставочном рынке России представлены и зарубежные компании, которые имеют свои традиции, хорошие наработки, в их багаже есть сложившиеся, апробированные выставки, которые уже не один год проводятся в разных странах. Наша компания проходит непрерывную учебу на примерах работы как соседних региональных выставочных компаний, так и столичных.
– Какие задачи на сегодняшний день стоят перед комитетом по конгрессно-выставочной деятельности?
– Перед комитетом поставлен обширный круг задач. Содействие координации деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, предпринимательских и выставочных сообществ, общественных организаций и правительственных структур в области организации и проведения выставочно-ярмарочных мероприятий. Поскольку сегодня выставка – это деятельность не одной выставочной компании, она представляет собой большое политико-экономическое событие. И наша задача – всех объединить, направить в единое русло, чтобы чувствовался экономический эффект от проводимого мероприятия не только на уровне выставочных организаций, предприятий-участников, но и на уровне экономики республики в целом. Вторая большая задача, поставленная перед комитетом, – продвижение и усиление значимости, полезности и нужности выставок.
– Вы выбрали в качестве девиза компании «Бизнес, Выставки, Контакты». Какой смысл вы вкладываете в эти слова?
– Современный бизнес нельзя представить без движения вперед. Выставки как раз являются тем инструментом, который помогает компаниям достичь своих целей. Выставка предоставляет уникальные возможности для презентации продукции. Во-первых, встреча продавца и потенциального покупателя происходит на нейтральной территории, что очень важно для обеих сторон с психологической точки зрения. И ничто не заменит непосредственный контакт, возможность посмотреть в глаза партнеру – это неоспоримое достоинство специализированных выставок. Во-вторых, выставка всегда несет в себе элементы праздника, некоего шоу, на котором вы можете не только показать свой товар, но и «обыграть» его так, чтобы сделать более привлекательным для посетителей. Выставка позволяет отследить модные тенденции в своей отрасли и собрать в одном месте сотни, а то и больше потребителей и производителей. Выставки помогают предприятиям провести конструктивную «бизнес-перезагрузку» – найти новых партнеров, познакомиться с современными технологиями, отследить тенденции быстро меняющегося рынка и определить направления работы, которые могут быть актуальны в настоящее время.
– Каковы способы завоевания авторитета у ваших участников?
– Мы стремимся сделать все, чтобы их участие на нашей выставке было максимально комфортным и они достигли поставленных целей. А также чтобы на выставке царила не только деловая, но и праздничная атмосфера. Мы всегда составляем программу работы с нашими экспонентами. Она включает в себя конференции, лотереи, праздничные презентации, обзорные экскурсии по городу, торжественные приемы.
Нас радует тот факт, что 80 процентов участников выставок возвращается к нам вновь и вновь. Это говорит о том, что экспоненты достигают своих целей и им нравится работать с нашей компанией.
– А по каким критериям можно оценить эффективность выставки?
– В заключительной части выставки мы проводим анкетирование предприятий-участников. Как правило, в анкете присутствуют вопросы такого характера: «Установились ли в результате участия в выставке полезные контакты?», «Сколько было заключено контрактов, договоров?». Наш опросник показывает, что участие в специализированных выставках приносит экономическую выгоду и улучшение имиджа всем видам предприятий, и крупным, и малым, и новым, и уже давно существующим. Значение бизнес-мероприятий для жизни компаний можно выразить фразой: «Нет на выставке – нет на рынке». Мы, в свою очередь, готовы создать все условия для того, чтобы участники наших выставок получили максимальный результат, чтобы самый эффективный и разносторонний инструмент маркетинга – выставки – послужил им в полной мере.
– Отдаете ли вы приоритет каким-либо участникам либо приглашаете для участия в выставках всех без исключения?
– Нет, конечно, особое предпочтение кому-то целенаправленно не отдается. Зачастую состав участников зависит от специфики заявленной темы. Есть такие выставки, где 80% участников – иногородние компании. Такая выставка будет проходить, к примеру, с 20 по 23 октября. Я имею в виду Юбилейную международную специализированную выставку «Энергетика Урала–2009». А есть такие выставки, где 80% экспонентов – предприятия Республики Башкортостан.
– Неоднократно доводилось слышать, что региональные выставки рассчитаны только на местные компании...
– Могу сказать относительно нас: одним из основных принципов нашей работы является привлечение компаний из самых разных регионов. К нам всегда приезжают и столичные компании, которые находят здесь новые рынки сбыта. Более половины компаний-участниц становятся нашими постоянными экспонентами.
– Какие интересные выставки ожидают уфимцев?
– С 27 по 30 октября в ДК «Нефтяник» состоится специализированная выставка «Индустрия гостеприимства», в рамках которой пройдет VI Межрегиональный чемпионат по кулинарии и сервису.
С 4–7 ноября в Уфе в ДК «Нефтяник» пройдут традиционные выставки «Красота и здоровье», «Текстиль и мода». В рамках выставок состоится «Форум ЕвроУфаАзия». Это очень популярная и любимая выставка, которая сопровождается и показом мод, и проведением мастер-классов по косметологии. Это самые посещаемые выставки в городе. Потому что участники этих мероприятий, кроме оптовых покупателей, ждут и жителей нашего города для приятных покупок.
– Альбина Вильевна, как долго вы занимаетесь такой ответственной работой – организацией выставок?
– Выставочной деятельностью я занимаюсь 19 лет. Это немалый срок. Я прошла все стадии становления выставочного бизнеса у нас в республике, то есть была у его истоков, когда еще никто не знал, как выставки организовывать и как к ним подходить. И я очень люблю свое дело. Немного таких сфер экономики, в которых ты упорно работаешь и в то же время можешь увидеть результат проделанной работы буквально через год. При этом результат виден не только мне, но и другим. Организовывать выставки – это очень интересная профессия. Но, к сожалению, ей нигде не обучают. Поэтому в нашей фирме работают специалисты, получившие образование практически во всех вузах города. Но самое главное – любить свою работу и обладать определенной харизмой. Чтобы потенциальный участник поверил в то, что будет наяву только через год. Ведь именно за год до выставки мы начинаем приглашать участников.
– Как удается отвлекаться от работы и удается ли?
– Самые положительные эмоции и возможность отдохнуть мне дарит моя семья – муж и дети. У меня взрослый сын и маленькая дочка. Семья – это то, что поддерживает человека, дает ему радость жизни. Очень люблю ходить в театр, а сейчас еще посещаю все детские спектакли. У меня маленькая дочка, и я стараюсь с детства привить ей любовь ко всему прекрасному. Все мое свободное время принадлежит им. В выходные по возможности мы стараемся выехать за город на природу.
– Вы счастливый человек?
– Да. Потому что у меня есть интересная профессия, которая помогает мне все время быть в тонусе. У меня любимый коллектив. Мои родители живы и здоровы и находятся рядом. Я счастлива в своей семье, которая меня поддерживает и понимает.
–Какие планы на ближайшее будущее?
– Во-первых, необходимо удержаться на прежнем уровне, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Во-вторых, обязательно находить новые выставочные проекты. И такие проекты у нас уже есть. Это «Женщина и косметология», «Дачный сезон», «Спецодежда и охрана труда», «Индустрия вендинга», «Индустрия чистоты». Мы всегда готовы сотрудничать со специализированной прессой, общественными организациями, интернет-порталами. Так что планы самые деловые, а перспективы – весьма радужные.
Фото: Фото из личного архива Альбины КИЛЬДИГУЛОВОЙ