Сегодня, 2 марта, первый учебный день, когда примерно половина учеников школы в селе Дурасово Чишминского района не пришла на занятия. И причина тому, как ни странно, не эпидемия гриппа и ОРВИ. Дело в том, что на 20 суток приостановлена деятельность пришкольного интерната, который не соответствует правилам пожарной безопасности.
В ходе прокурорской проверки в пришкольном интернате, в котором проживают 17 детей, сотрудники надзорного ведомства выявили нарушения правил пожарной безопасности.
«Стены и полы на путях эвакуации отделаны легковоспламеняющимися материалами, в самом здании не установлена автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения людей при пожаре», – сообщила старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
Надо сказать, что, по данным на 2006 год, сельские школы составляли более 85 процентов от всех средних учебных заведений, причем в 158 классах в районах республики учились по одному-два ученика. Однако с введением новой системы финансирования, в которой количество выделяемых на школу средств напрямую зависело от количества учеников, в ней обучающихся, многие школы закрылись. И теперь учащиеся вынуждены учиться и жить в пришкольных интернатах за несколько километров от своего родного дома. Однако насколько безопасно будет их новое жилище, никто не знает. Несоблюдения правил безопасности создает прямую угрозу жизни и здоровью детей. В случае неисполнения решения суда школа просто закрывается. Как пояснили нам в отделе общего образования министерства РБ, как правило, детей из тех школ, которые закрыли, по договоренности с районной администрацией и министерством образования должны распределить в соседние учебные заведения. И ученики будут ездить не за три километра, а за 30, например.
Но исправлять нарушения никто не торопится.
Начальник отдела образования Чишминского района Сулейман Вагапов только разводит руками: «Ну нет у нас денег! И помещения другого нет. Просто нет. Нужно полмиллиона рублей, а где их взять? Нам на зарплату учителям-то не хватает, а вы говорите – огнетушители! Скорее всего, придется просто закрыть школу и распределить учеников между другими учебными заведениями. Я, конечно, оптимист, но в данном случае выхода из создавшей ситуации не вижу. Да, мы в какой-то степени играем судьбами детей, неизвестно, как их встретят в другой школе, но что делать! Даже если вдруг нам дадут эти 500 тысяч рублей, то есть еще множество нюансов: надо составить смету, выдержать сроки процедуры и еще исправить нарушения – в любом случае, это займет гораздо больше времени, чем 20 суток!»
К сожалению, такие случаи не единичны. В Иглинском районе после проведенных проверок в суд подали девять исковых заявлений о несоответствии школ и детских садов требованиям пожарной безопасности.
«Как правило, речь идет о весьма грубых нарушениях – таких как отсутствие систем оповещения людей о пожарах и автоматической пожарной сигнализации», – говорит помощник прокурора по Иглинскому району Рустем Бадретдинов.
Как признается сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по РБ Марат Бурханов, в ходе каждой проведенной проверки выявляются нарушения.
«Нарушения есть всегда, – с грустью констатирует господин Бурханов. – Так что вопрос о приостановлении деятельности школы решается в том случае, когда выявленные нарушения действительно серьезны. Исправления по большей части зависят от того, насколько они финансово затратные».
Сулейман Саяхович не зря переживает. Эта школа не единственная в Чишминском районе, которая может закрыться.
«Примерно в таком же состоянии у нас находится и школа №5, в которой обучаются 600 детей. На ее переоборудование и соответствие всем правилам пожарной безопасности нужно еще 700 тысяч рублей. Когда из бюджета были выделены деньги на целевые программы по пожаробезопасности школ, то я очень просил этот миллион двести тысяч, но мне сказали, что тогда не из чего платить зарплату».
Похоже, что схема давно отработана. Деньги на зарплату берут из целевых средств, а те программы, под которые они выделялись, просто не реализуются. Только вот беда, школы-то закрываются. И это практически посередине учебного года. Когда в самом разгаре третья четверть. И не за горами школьные экзамены.
Напомним, что, по данным министерства образования РБ, в сельских районах обучаются больше 230 тысяч детей. И очень многим из них приходится жить в подобных пришкольных интернатах или добираться до школьной парты изо дня в день на школьном автобусе (это в лучшем случае), нередки случаи, когда школьникам приходится просто голосовать на трассе и ловить попутку. Поверьте, тяги к знаниям это не добавляет. А ведь кто знает, может быть, именно среди них растет второй Ломоносов или Королев, Софья Ковалевская или Мария Кюри.
Фото: Фото с сайта Novosti.err.ee