Сегодня, 1 августа, отмечают Международный день чайлдфри. Этим словом обозначают людей, которые сознательно отказываются иметь детей. И речь не о тех, кто откладывают рождение ребенка на будущее или не могут завести его в силу физиологических причин: чайлдфри могут иметь возможность стать родителями, но они сами не хотят этого. О том, почему они к этому пришли, с чем им приходится сталкиваться и как на их взгляды реагирует общество, мы поговорили с уфимскими чайлдфри.
«Я не графиня, и времена не те»
Ольга — феминистка, работает в офисе и ведет активную общественную деятельность. Еще три года назад она думала, что могла бы завести ребенка при других политических обстоятельствах.
— Я фем-активистка, а активизм требует много времени и сил, — объяснила она. — Я люблю путешествовать, мне необходим отдых в тишине и спокойной обстановке. Кроме времени, на ребенка еще нужно тратить много денег и моральных сил, чтобы вырастить по возможности физически и психологически здорового и счастливого человека.
Ольга уверена, что сейчас общество уже достаточно развито для того, чтобы выбор — заводить детей или нет — был личным делом каждого. Сегодня человек может рефлексировать и спрашивать себя, чего он сам хочет, а что от него требует общество.
— К счастью, я почти перестала получать вздохи сожаления, что никогда не познаю счастья материнства, и дурацкие советы типа «проткнуть презерватив» или что-то про материнские инстинкты, которые должны открыться после родов, — рассказала она. — У меня очень комфортное окружение, многие поддерживают и понимают мой выбор, некоторые тоже чайлдфри.
Тем не менее периодически ей приходится сталкиваться с непониманием и нравоучениями: узнав о позиции Ольги, некоторые люди спешат дать ей очередной совет.
— Многие говорят про «подать стакан перед смертью», но разве можно быть уверенной и даже требовать от детей, чтобы они были рядом, — считает женщина. — Это же тоже человек со своими потребностями и желаниями. Фразы про продолжение рода вообще очень смешно звучат, потому что я не графиня и времена не те, у меня нет никакого наследства.
На вопрос о том, не боится ли она в будущем пожалеть о своем выборе, Ольга отвечает, что «скорее жалеет детей, которые рождаются сейчас». Она считает, что мы оставляем им «плачевную экологическую и экономическую обстановку».
— Сейчас быть одной не смертельно, мне не нужно выживать, не нужно думать, кто меня будет содержать в старости, — считает она. — В прошлом быть чайлдфри могли позволить себе только богатые люди.
«Общество уже всё решило за тебя»
Фотограф Сабина хочет пожить для себя и считает, что людей на планете и так много.
— К тому же, роды — огромная нагрузка на женский организм и психическое здоровье, — объяснила она. — Я думала о том, хочу ли я приемных детей, но мне немного неприятна мысль о том, что ты выбираешь ребенка как товар в магазине: ходишь в детские дома, знакомишься с разными детьми. А выбрать вслепую я бы точно не смогла.
Сабина рассказала, что ей нравится та жизнь и те возможности, которые есть у нее сейчас, а дети, по ее словам, развернут всё «на 180 градусов» и, вероятнее всего, не в лучшую сторону.
— Я очень хорошо представляю, что такое ребенок, что такое роды, что такое воспитание. Когда ты обладаешь достоверной информацией, твои решения более осознанные, поэтому вряд ли мое мнение изменится, — сказала она. — Я замужем, муж поддерживает, мы это обговорили пару лет назад и решили, что оба не хотим детей. Остальные родственники, в принципе, смирились, особо не давят. Иногда говорят что-то про детей, что «пора уже», но я такие разговоры быстро пресекаю.
В целом Сабина старается не говорить, что она чайлдфри, так как не всем это понятно. Малознакомые люди часто говорят ей, что она еще передумает.
— Мой круг знакомых состоит из адекватных людей. Но люди консервативных взглядов, в основном старшего поколения, конечно, пытаются переубедить, — рассказала она. — Но обычно у людей не хватает аргументации, чтобы меня переубедить, потому что большинство из них и сами не знают, для чего им дети.
Сабина считает, что основная проблема в жизни чайлдфри как раз в том, что все пытаются их переубедить, при этом те сами, по ее словам, свою позицию никому не навязывают.
— Люди всегда настороженно относятся к тому, чего не понимают. Если чье-то поведение не вписывается в рамки «нормы», привычного, это вызывает недоумение и страх, — считает она. — «Почему она не хочет детей»? «С ней что-то не так»? Люди могут начать задумываться, а хотели ли они сами детей, и могут прийти к выводу, что, возможно, их жизнь была бы лучше без детей. А это тяжело — понять, что ты, возможно, неправильно прожила свою жизнь. Это сложные вопросы, над которыми надо думать, но не все на это готовы — ведь зачем, когда общество уже всё решило за тебя, когда есть готовый сценарий: выйти замуж, родить, работать в офисе?
По мнению Сабины, людей надо более подробно информировать о том, что такое роды, как сильно может измениться жизнь после рождения ребенка и как сложно его воспитать.
«Лучше быть успешным в чем-то другом, чем плохим родителем»
38-летняя Дарья рассказала, что с самого детства постепенно приходила к идеям чайлдфри. По словам женщины, родительство — это «не ее путь».
— Создание нового человека требует полной отдачи, больших ресурсов, терпения, времени. А мне хотелось посвятить свою жизнь другим делам, ни на что не отвлекаясь, с такой же отдачей, — объясняет она. — Ведь у каждого своя миссия на земле, не всем дано и нужно становиться родителями: лучше быть успешным в чём-то другом, чем плохим родителем.
Близкие и окружение, по словам Дарьи, относятся к ее взглядам «по-разному». Она никому их не навязывает и ожидает в ответ того же — уважения к своей позиции.
— Единственные люди, которых касается мое нежелание иметь детей, — это те, кто решил связать со мной свою жизнь или какой-то ее отрезок, — считает Дарья. — Поэтому я всегда была честна с партнерами и сразу предупреждала, что мои планы на жизнь таковы и со временем не изменятся: некоторые имеют такие иллюзии, навроде вырастешь — поймешь, будет тебе 40 лет — пожалеешь.
Дарья призналась, что очень много страдала от давления общества. По ее словам, это достаточно распространенная проблема для чайлдфри.
— Начать с того, что люди у нас, особенно бывшие советские, не склонны проявлять тактичность, — сказала она. — Поэтому в любой момент соседка или совершенно чужой человек в очереди в поликлинике может настойчиво потребовать ответа: почему нет детей и когда ты их планируешь. Не говоря уже о гинекологах, например, которые почему-то априори считают, что каждая женщина стремится к деторождению, и могут позволить себе некорректные замечания и вопросы, когда что-то не укладывается в их схему. Поэтому ты постоянно как будто оправдываешься за свой выбор, за свой образ жизни, за свое существование.
Чаще всего Дарья получает наставления от родственников — из-за этого даже пришлось ограничить общение с теми из них, кто не готов принять ее взгляды. На навязчивые вопросы и поучения она отвечает контраргументами, от которых, по ее словам, излишне настойчивым людям часто становится неприятно.
— Например, я спрашиваю: «А вы уверены, что у всех бабушек, которые прямо сейчас лежат в больницах, забыты в домах престарелых, одиноко доживают свой век в деревнях или гниют в нищете в городских квартирах, нет детей? Где же их ожидаемый стакан воды?» — рассказала Дарья. — И где гарантия, что и вы не закончите свою жизнь так же, хотя большую ее часть посвятили воспитанию своих детей. Конечно, каждый верит, что с ним такого не случится, потому что он вырастит хороших детей. Увы, жизнь не всегда оправдывает наши ожидания.
По мнению Дарьи, люди часто критически настроены к чайлдфри, потому что сами испытывают чувство досады и обиды. Она считает, что некоторые злятся, когда кто-то идет по другому пути, поскольку внутри они спрашивают себя: «А что, так можно было?»
— Некоторые из женщин старшего возраста не особенно хотели детей, но так уж положено и они просто шли по накатанному пути, — объясняет Дарья. — Их можно понять: обидно осознавать, что большую часть жизни ты посвятила не тому, чего хотела, возможно, отказалась от карьеры, или провела молодость в пеленках, или вынуждена жить с нелюбимым человеком «ради детей».
Дарья считает, что такие женщины особенно навязчиво навязывают деторождение всем, включая своих дочерей, при этом умалчивая о трудностях родов и послеродового периода, обещая постоянно помогать с внуками.
— Добившись своего, многие из них меняют свою позицию на противоположную: «Ты рожала, ты и нянчись теперь», — добавила Дарья. — У мужчин иная мотивация: их тревожит, что какие-то женщины не находятся в моральной и экономической зависимости от них. Ведь женщина, не привязанная ребенком к мужчине, имеет больше свободы и может в любой момент уйти, если ее не устраивает брак.
«Очень тяжело выдержать такое давление»
Все героини в той или иной степени согласились с тем, что идеология чайлдфри актуальна в первую очередь для женщин, которые испытывают наибольшее общественное давление. При этом, по мнению Ольги, вполне возможно, что женщин-чайлдфри меньше, чем мужчин, поскольку для людей «одинокий мужчина — это норма, он просто не нашел еще свою единственную».
— Женщинам сложнее быть чайлдфри из-за женской гендерной социализации, — сказала она. — Нам с детства дарят пупсиков и кукол, готовят к материнству. Врачи хором говорят, что нужно родить, чтобы прошли любые боли. Из каждого утюга кричат про женское предназначение и счастье материнства. Очень тяжело выдержать такое давление.
Дарья отметила, что в России принято считать, что состоявшаяся женщина обязательно должна быть матерью. Сама она с этим утверждением не согласна.
— Если ты свое «предназначение» не выполняешь, то тебя сложно поставить на какую-то ступень иерархии, сложно определить на нужную полочку, — считает Дарья. — А люди у нас не любят какой-то неопределенности, индивидуальности. Для нашего общинного российского сознания самое лучшее — это быть «как все».
Сабина убеждена, что мужчину и вовсе «никто не будет осуждать [за то, что он чайлдфри], наоборот, похвалят за сознательность». На него также сложнее давить, поскольку он физически не способен родить ребенка.
— То есть, даже если на мужчину давить, что он скажет? — говорит Сабина. — Матки у него нет, родить он не может, просто переложит ответственность на женщину, ответит, что жена не хочет детей, а ему пришлось согласиться.
С этим согласна и Дарья — она отметила, что «в обществе считается, что наличие семьи у мужчин вообще не на первом месте». Исключение составляют разве что политики.
По мнению Сабины, отношение к чайлдфри в обществе может измениться — но точно не в ближайшее время. Сейчас, по ее словам, стоит просто более активно высказываться на эту тему. Дарья считает, что отношение уже сейчас постепенно меняется.
— Молодые люди уже гораздо меньше подвержены стереотипам, — сказала она. — Но пока что мы живем по-советски: как винтики одного механизма-государства.
На вопрос о том, почему, по ее мнению, людям есть дело до чайлдфри и зачем они так стараются их переубеждать, Ольга ответила так:
— Наверное, чтобы быть, как все, так удобно. У всех же есть дети, почему бы и нет. Государство создает программы, чтобы люди заводили детей, всячески мотивирует. И еще, возможно, из-за страха смерти, желания оставить что-то после себя.
В 2019 году в ходе своего первого обращения к Госсобранию Башкирии в статусе главы республики Радий Хабиров упомянул чайлдфри в качестве «движения, которое сбивает молодежь с толку». Он пообещал «делать напор на семейность и многодетность» и преломить статистику прерывания беременностей. Если вам интересна тема чайлдфри, вы также можете почитать колонку журналистки 63.RU Екатерины Калашниковой о том, почему в наше время не стыдно не хотеть детей.