Развлечения «Сырок»: как изменился российский бизнес за 30 лет

«Сырок»: как изменился российский бизнес за 30 лет

На российском книжном рынке очередная исповедь бизнесмена. На этот раз слово не у представителя креативного класса вроде программиста или маркетолога и ловкача 80-го уровня вроде Олега Бармина. Нет, перед читателем автобиографическая книга предпринимателя из перерабатывающей молочной промышленности Бориса Александрова «Сырок» (издательство МИФ).

Борис Александров – один из самых успешных российских предпринимателей в продовольственной сфере. Он смог построить настоящую молочную империю (сотни наименований продукции, бренды «Б. Ю. Александров», «Ностальгия», «Крепыш», «Вкусный день», несколько заводов). По профессии – врач, по роду занятий – предприниматель, по духу – авантюрист, настоящий селфмейд мен.

Начиналось большое дело с ручного производства глазированных сырков людьми, которые никогда до этого не работали на подобном производстве. Просто время было такое, перестроечное: приходилось хвататься за любое дело, приносящее прибыль. Строить бизнес с нуля, осваивать горизонты и рынки, пан или пропал.

Впрочем, до сырков Александров занимался много чем: продавал ковры, пытался издавать книги, возил джинсы и другую фарцовку. Успел автор и посидеть некоторое время в Бутырской тюрьме за свою предпринимательскую деятельность (торговля алкоголем), а потом был реабилитирован – в новой России быть предпринимателем оказалось можно, но все еще непросто.

Предприниматель должен иметь склонность к риску, обладать некоторой безбашенностью. Только каждый шестой проект становится успешным. Зная это, разумный человек никогда не станет рисковать последними деньгами, не заложит квартиру. А предприниматель станет. В бизнесе всегда есть риски, особенно в России, где и бандиты, и чиновники способны «наехать», и бизнесмен должен быть готов к этому. В то же время достижение вершин часто зависит не от таланта или усердия, а от множества внешних обстоятельств, совпадений, над которыми человек не властен.

Борис Александров открыто рассказывает в книге о проблемах российского бизнеса, о том, как наш менталитет мешает (из серии «не хочу зарабатывать, хочу получать»). Лично мне не хватило в книге информации о взаимодействии крупного бизнеса и политики. Остальные темы – конкуренция, борьба за качество, создание команды и т.п. расписаны довольно подробно и интересно.

Много пишет автор и о личном, в том числе и боли. О том, как в бизнесе его предал родной брат, как сын стал работать у конкурентов. Не стесняется рассказывать автор и о личной жизни, нескольких женах и непростых отношениях с ними. Некоторые моменты биографии несколько удивляют – на мой взгляд, вполне можно было обойтись без упоминания измены первой жены, например. Но с другой стороны, такие отступления от главной темы повествования – истории становления как предпринимателя – делают книгу более человечной, живой. Словно сидишь рядом с человеком, и он рассказывает тебе о своей жизни. Тем более что история подается не совсем линейно, время от времени автор то ныряет в советское прошлое, то говорит о настоящем.

Книгу Александров посвящает своему внуку и на протяжении всего повествования неоднократно к нему обращается с пожеланиями. В конце книги автор дает внуку и читателям 20 заповедей для бизнесмена в России вроде таких : лично контролируй качество, распознавай ценных управленцев, отслеживай цифры, вовремя плати зарплату.

Фото: Фото издательства МИФ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем