Первое, чем поражает книга «Играем в искусство: от реализма к абстракционизму» – отсутствие репродукций. Но это не минус книги, репродукции тут были бы скорее даже лишними – так гармонично сверстана книга – тут содержится большое количество совершенно самобытных иллюстраций.
Качество книги типично «МИФовское» – отличная бумага, шрифты, печать. Книгу не стыдно преподнести в качестве подарка как ребенку, так и взрослому человеку.
Невозможно определить, на мой взгляд, для какого возраста предназначено издание. С одной стороны, тут есть игры для детей. Например, предлагается сделать игрушку из деревянной ложки – нарисовать импровизированной кукле лицо и сшить несложный костюм. Вроде бы простая детская забава, но прежде чем делать игрушку ребенку предлагается вдохновиться дизайном костюмов Леона Бакста. А сам мастер-класс идет в качестве дополнения к статье про Александра Бенуа и мирискусников.
Статья о примитивистах и Марке Шагале дополняется мастер-классом по изготовлению игрушечного домика.
Давным-давно, примерно сто лет назад, шли как-то художники по одному городу и вдруг заметили, что дома и заборы раскрашены надписями. Такое творчество называли примитивным, и оно считалось недостойным внимания. Но художники не разделяли этого мнения! Они увидели красоту в некрасивых вещах. Неумелые и неказистые, но сделанные от всей души, эти простые рисунки стали для них настоящими шедеврами. Вдохновлённые своими находками, наши художники решили, что теперь будут писать свои картины так же, и стали примитивистами.
А еще ребенку (взрослому?), читателю предлагается нарисовать свой «шедевр на заборе». Да, прямо в книге.
«Играем в искусство» предполагает, что издание будет использоваться еще и как рабочая тетрадь. Чтобы играть в искусство не отходя от кассы, видимо.
Книга содержит главы о всех художественных направлениях русского искусства конца 19-20 веков. Материалы поданы простым языком, без сложных терминов. Либо эти термины описаны опять-таки просто.
Смотрите сами:
Футуристы представляли мир иначе – не как кубисты. Им нравились скорость, машины и большие города. Здесь всё спешит, летит, движется и ни на секунду не останавливается. Передать на картине быстрое движение очень сложно, поэтому футуристы придумали особый приём: они стали изображать одновременно несколько этапов движения. Результат называется красивым словом «симультанность». Кубофутуристам нравилось смешивать в своих работах предметы и буквы. Почему? Потому что так получалась интересная игра! Зритель видел, что хотел показать художник, и одновременно читал буквы, то есть слышал, как звучит название этого предмета. А это значит, что работы кубофутуристов можно не только смотреть, но и читать!
Мне кажется, что эта книга будет особенно полезна преподавателям, которые ищут новые интересные идеи для творческих занятий с детьми.