Развлечения Несмотря на смерть короля, «Сотворение мира» состоялось

Несмотря на смерть короля, «Сотворение мира» состоялось

Говорят, что фестиваль, которому нет трех лет, еще не родился. В минувшие выходные мы побывали на таком «неродившемся» фестивале международного масштаба...

" width=

Говорят, что фестиваль, которому нет трех лет, еще не родился. В минувшие выходные мы побывали на таком «неродившемся» фестивале международного масштаба.

У стен Кремля музыке быть

«Сотворение мира» проводится второй год подряд и, несмотря на протесты общества мусульманских женщин, вновь у стен Кремля. На все вопли «возмущенной общественности» в составе нескольких человек, что под стенами Кремля шли бои и нельзя устраивать пляски на костях, администрация вполне резонно ответила, что бои шли по всей России, что ж теперь россиянам в траур завернуться и вообще не двигаться? А арт-директор фестиваля Александр Чепарухин и вовсе заявил, что при всем уважении к религиям ни одному человеку не позволено заниматься цензурой.

«Есть люди, которые пиарятся за счет того, что что-то делают, а есть те, кто пиарятся за счет того, что просто приходят и говорят: "Все плохо!"» – поддержал коллегу генеральный продюсер фестиваля Сергей Миров.

Кстати, этот фестиваль с самого начала сопровождали непонятные знамения: пресс-секретарь фестиваля сломал ногу, один из исполнителей, серб Борис Ковач попал в аварию, повредил позвоночник и попал в больницу, а в канун великого события умер Майкл Джексон.

Впрочем, само «Сотворение мира» прошло без сучка без задоринки, но задиристо, ярко и мощно...

Не было ни одного исполнителя с прошлого года, кроме конечно, Андрея Вадимовича Макаревича. У него, понятно, карт-бланш: президент фестиваля как-никак.

Господин Макаревич посвятил песню Майклу Джексону. Во время исполнения композиции в воздух взлетели черные и белые шары. Это была задумка самого господина президента... Что ж, тонкий английский юмор не иначе. Прежними остались и ведущие – Ксения Стриж и Сева Новгородцев.

Публику радовали Ману Чао, Юрий Шевчук и ДДТ, группа «Вопли Видоплясова», «Мумий Тролль» и еще ряд именитых и не очень музыкантов. Всего 23 команды из более чем десяти стран мира.

" width=

«Татарская музыка – непаханое поле»

Организаторы учли пожелания принимающей стороны и добавили в список участников несколько молодых команд из Татарстана, которые и открывали фестиваль – «Медвежий Угол», рок-школа Тhe road, «Оберег», «Кхоол Жингел», «Мураками», солистка которого направо и налево раздавала новый альбом, который официально выйдет только осенью 2009 года.

Выступил в этом году и Мубаи, он же Илдар Мубаракшин. Певец появился на сцене всего три года назад, но уже успел завоевать популярность. По профессии Илдар – техник, заведует в театре радиоцехом, но не петь уже не может, причем исключительно на татарском.

«Я пою на татарском, потому что я татарин. Потому что это очень музыкальный язык. Потому что татарская народная музыка – это непаханое поле. Могу петь и на русском, иногда перепеваю понравившиеся мне песни на русском языке, но пока больше для себя», – объясняет Мубаи.

Музыкант признался, что очень рад за свой родной город, рад за то, что этот праздник хорошей музыки прописался именно в Казани.

Впрочем, как признался арт-директор фестиваля Чепарухин, только на казанских группах фестиваль останавливаться не собирается.

«Мы давно вынашиваем идею двухдневного фестиваля. В прошлом году на ее реализацию нам не хватило времени, в этом средств, – поддержал коллегу Сергей Миров. – Но мы постоянно осматриваем новые группы».

Не исключено, что на следующем фестивале выступят и уфимские группы. «Люмен», например. Ведь уже два года подряд главными хедлайнерами становятся именно исполнители из Уфы в 2008 – Земфира, в 2009 – Юрий Шевчук...

Еще одним изменением в организации фестиваля стало то, что теперь выступления групп проходили на двух сценах: пока одни выступали, другие готовились. Так что зрители были избавлены от необходимости в течение получаса наблюдать, как музыканты подключают аппаратуру.

" width=

Чулпан Хамматовой подарили бусы

Фестиваль собрал почти 100 тысяч человек, в числе гостей была и актриса Чулпан Хамматова, которая, несмотря на стремление сохранить инкогнито, спрятавшись за огромными солнечными очками, была разоблачена и вытащена на сцену.

Госпожа Хамматова назвала Казань «своей любимой родиной» (сколько у нее всего родин, и какая является менее любимой, она не уточнила), а потом ударилась в воспоминания о том, что будучи подростком бегала на фестиваль «Рок чистой воды», и она рада, что есть фесты, которые позволяют направить энергию подростков да в мирные цели.

Кстати, одна из гостей из Уфы подарила актрисе свои бусы в знак признания таланта. Тем более что свои бусы Чулпан порвала, пока вытанцовывала на траве.

В толпе также ходил, пожалуй, один из самых титулованных радийщиков Михаил Козырев, идейных вдохновитель многих рок-фестивалей, в том числе «Максидром», «НАШЕствие».

Он был скромен и одет в красную толстовку с надписью «Козырев» на спине... Видимо, чтобы уж точно развеять сомнения...

Когда мы с блокнотом в руках подошли к нему, дабы поинтересоваться, что или кто его привел на фестиваль, то он не мудрствуя лукаво выхватил блокнот расписался и скрылся в толпе, ну что ж, и на том спасибо...

Сестра-славянка

Впрочем, помимо исполнителей из соседних республик засветились на сцене и братья, а точнее сестра-славянка. Певица Трея из Белоруссии, чьи клипы в Интернете пользуются большой популярностью, перед публикой выступает нечасто.

«Это, наверное, мое третье или четвертое выступление перед такой аудиторией, – откровенничает девушка, – я немного стесняюсь и, честно говоря, популярной себя не ощущаю».

" width=

Надо сказать, что сама Трея учится в литературном институте на заочном отделении, а петь стала по необходимости: «Просто слушала песни и думала: вот приеду в Москву и стану писать всем хорошие тексты. А оказалось, что эти «хорошие тексты» там никому не нужны. Достаточно в разном порядке слова «Я тебя люблю» расставлять. А те, кто пишет тексты другого направления, исполняют их сами... вот и мне пришлось».

Трея уехала из Минска в Москву три года назад. По ее собственным словам, мама звезды долго не хотела отпускать дочь в столицу, считая, что это просто мания.

«Я тогда любила одного человека и рвалась в Москву за ним. Минск для меня был как тюрьма... А мама очень не хотела меня отпускать... Дело дошло даже до сумасшедшего дома», – откровенничает Трея.

Побег в столицу все-таки состоялся. Трею не остановили ни стены сумасшедшего дома, ни отсутствие паспорта. Впрочем, не исключено, что перед нами очередная вариация легенды про Золушку, так любимые продюсерами, из серии «бедная девушка от/к (возможны варианты) большой любви сбежала в Москву и покорила столицу». В случае с Максим это сработало, что станет с Треей – увидим.

«Грузия любит вас!»

Предсказание Севы Новгородцева, о том,что вскоре вернутся те времена, когда гитаристам придется расталкивать балалаечников, чтобы выйти на сцену, вероятно, совсем скоро сбудется. Алексею Архиповскому с его балалайкой по имени Степан аплодировали так, как не всякому виртуозу-гитаристу. Похоже, Алексей не ошибся с выбором инструмента. Он объяснил, что у него две балалайки – одна 1902 года и у нее более женское звучание, а вот «Степан» – рубаха-парень, открытый и простой, но горячий...

" width=

Кстати, народное направление начинает возвращаться вновь в шоу-бизнес. Весьма популярна Пелагея, армия фанатов есть у аккордеониста Петра Дранги.

«Это вполне объяснимо, – считает Ксения Стриж. – Просто это возвращение к перво истокам. Понимаете, когда наконец-то открылись границы между Западом и Россией, все, естественно, накинулись на все новое, почти запрещенное, и народное, российское как-то затерялось. А сейчас это поутихло и люди постепенно стали возвращаться к своему исконному».

«Сотворение мира» в прошлом году открывал дуэт осетинской и грузинской певиц.

На сей раз обошлись одной Грузией. Нино Катамадзе со своей группой Insight подарили публике почти полчаса песен на грузинском и «птичьем языке», который придумала сама Нино. Причем певица настоятельно требовала от публики подпевать ее переливам... и повторяла что-то вроде мантры «Грузия любит вас!»

По окончании выступления Нино по просьбе Ксении Стриж свистнула напоследок. Кстати, позже Ксения попросила о том же Олеся Скрипку из «ВВ». Даже благообразный Сева Новгородцев не выдержал и показал, что и они там, в Лондоне, где теперь господин Новгородцев проводит большую часть времени, не лыком шиты.

Культурный шок

«Нам плевать, как вы назовете нашу музыку – мы все равно выйдем на сцену и будем играть так, будто это наш последний концерт в жизни!» – сказали как-то музыканты группы «Культур шок», эти собравшиеся в одно безумное целое боснийские сербы, болгары, американцы.

Что характерно – не только сказали, но и сделали, ввергнув публику действительно в культурный шок, заразили своим безумием и энергетикой, устроили настоящее шаманское действо.

А «Вопли Видоплясова» и «Мумий-тролль» окончательно довели публику до экстаза.

Кстати, перед выступлением Олег Скрипка заявил, что «порвет» казанскую публику. И «ВВ» действительно «порвали» зал, одни танцы Скрипки в стиле «Лебединого озера», а также его игра на трубе чего стоили!

Надо сказать, что в это время в родной Украине проходил фестиваль Олега Скрипки, но он не стал отказываться от приглашения, хотя бы из-за того, что это был шанс снова встретится с Ману, с которым Скрипка записывался, когда жил во Франции, пообщаться и, возможно, даже уговорить француза испанского происхождения выступить в Киеве. Кроме того, музыкант хотел посмотреть на молодые группы, чтобы пригласить их потом на свой этнофестиваль «Країна мрій» («Страна грез»).

Спокойных и размеренных «МТ» сменили самые ураганные из всех восточных мусульманских групп Fun-Da-Mental. Этот дикий сплав хип-хопа, азиатских и африканских мотивов, приправленных индийскими специями, пришелся по вкусу казанской публике.

Логическим продолжением стало выступление Ману Чао. Говорить о нем нельзя. Его надо слушать. Все полтора часа его выступления воспринимались на одном дыхании, прыжки в такт словам, мощные басы и гитарные соло испанской страсти, резкие выкрики и тут же почти нежные слова Me Gustas Tu – все было в этом шоу. И в такт сердцу музыканта стучали сердца всех, кто был в тот вечер на площади.

Единение было настолько сильным, что Ману Чао превысил время отведенное музыканту на выступление почти на десять минут, чем вызвал гнев Ксении Стриж, которая буквально вопила в микрофон, что Ману пора уходить. В итоге музыканта буквально унесли его собственные музыканты.

Видимо, подобное отношение ведущих и организаторов слегка обидело горячего испанца и на финальный джем он не вышел...

Юрий Шевчук: не поэт и не звезда...

А задержал Ману не кого-нибудь, а самого Юрия Шевчука и группу «ДДТ»... Впрочем, Юрий Юлианович не обиделся, не звезда все же...

«Не люблю я это слово. Звезда – это тот человек, которому лучи в трамвай зайти мешают... А еще я не поэт, а графоман».

Кстати, Шевчук оказался единственным музыкантом, который отказался от гонорара за фестиваль. Более того, он заявил, что можно было еще сэкономить, например, на его номере. «Уж больно шикарный», – прокомментировал он.

Ну что ж, это если учесть, что для Шевчука самым главным украшением комнаты, как оказалось, является вид из окна: «Я четыре года занимался тем, что смотрел на Питер с разных точек зрения. Я делал вид, что ищу квартиру, приходил и просил показать вид из окна...»

Шевчук исполнял как старые песни, так и вещи из нового альбома, который выйдет в декабре.

«Это мои размышления о новой России, той, что встала с колен и села на ж...у», – говорит музыкант.

Только эта самая ж...а никак не связана с кризисом, потому то Шеф признался, что кризис – это хорошая штука, которая поможет подняться хорошим музыкантам: «Люди будут слушать серьезную музыку, проблемную, которая ставит вопросы типа «быть или не быть?» Вся попса уйдет, а серьезным музыкантом экономить не на чем, они и так без всяких «фишек» могут существовать. И вообще, что нас этим кризисом пугать. У нас в стране кризис каждое утро! И ничего, живем... Конечно, сейчас молодым рок-музыкантам сложнее, чем нам когда-то. Нет того интереса к рок-музыке, который был несколько лет назад. Нет фестивалей, где можно их послушать, но талант должны слышать и слушать везде».

Сам Шевчук духовного кризиса не боится. Он не стоит на месте и постоянно двигается вперед, размышляет, думает, пишет...

«Надеюсь, что я несильно изменился со времени моей юности. Я дорожу принципами и хочу только одного, чтобы тот Юрка из моей юности хотя бы руку пожал при встрече со мной, настоящим»

Немало удивил тот факт, что Макаревич на концерте подпевал Шевчуку во время исполнения песни «Родина». Не секрет, что музыканты в прошлом не особенно общались, между ними были разногласия.

«А художник по своей сути и не может быть объективным и беспристрастным, у каждого своя дорога. Только вот если говорить о политике, то от ссор музыкантов не страдают народы», – вернулся к любимой теме Юрий Юлианович.

Читал музыкант и стихи. Среди них были и те, которые вошли в его первый сборник стихов «Сольник».

«Я выбирал такие стихи, которых бумага стерпит... бывает так, что стихи без музыки не звучат, а в этих есть свои внутренний ритм и мелодия», – говорит Юрий.

Политика политикой, но, цитируя классика Юрия Шевчука, «без любви мы усталость последнего дня творения...»

Просто «усталостью» быть не хотелось. И потому завершился фестиваль финальным джемом Аll you need is love... Правда, торжественность и проникновенность момента слегка подпортили группа «Райффлз» из Лондона, музыканты которой не знали слов и, несмотря на то, что все читали с листка, умудрялись сбиваться и фальшивить... Такая вот битломания.

Окончательную точку в «Сотворении мира» поставил семиминутный салют, яркие залпы которого освещали лица людей, бывших единым целым, объединенные музыкой и идеей мира.

До следующего года, Казань!

Фото: Фото с сайта Vkontakte.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем