На этой неделе в одной из уфимских школ произошел скандал: в соцсетях разошлась аудиозапись, на которой учительница начальных классов сорвалась на детей во время урока. Ее обвинили в оскорблении своих учеников.
По словам самой учительницы, для нее это нетипично, сказалась усталость, а также конфликт с матерью одного из ее учеников.
Мама школьника, который записал всё на диктофон, полностью на стороне сына. Учебное заведение уже проверяет прокуратура. Мы же решили обратиться к специалистам по психологической помощи, которые рассказали, как можно было предотвратить скандал и, раз уж этого не получилось, что делать теперь.
«Раньше профессия учителя была уважаемой»
Специалист психологического центра «Счастливая семья» Наталья Панфилова считает, что причин произошедшего может быть несколько. Одна из проблем кроется в том, что человек изначально выбирает не ту сферу деятельности, а система образования в стране этого не замечает.
— К сожалению, из-за нехватки преподавательского состава в России при приеме на педагогические факультеты не проводится тестирования на выявление структуры личности будущих студентов. Это помогло лучше узнать будущих учителей.
По мнению психолога, в профессию могут попасть люди, которые не смогли поступить в другой вуз.
— То есть нет никакого профессионального отбора. Поэтому может получиться так, что в педагогическом коллективе появляется человек, которому тяжело, — предполагает Наталья. — Все мы живые люди, у каждого человека есть свои слабые места. Возможно, у учителя действительно какие-то сложные обстоятельства, когда уже нервы на пределе. Может быть, ей недостаточно выходных, чтобы прийти в себя.
Разбирая этот случай, психолог посчитала, что педагог достигла крайней степени нервного напряжения.
— Особенно сложно справляться с этим, когда работа связана с общением с людьми, плюс ко всему еще и с детьми. Они ведь незащищенные, и на них легко можно выплеснуть агрессию, — говорит Панфилова.
По ее мнению, причиной такого срыва могли стать напряженные отношения внутри педагогического коллектива.
— Чтобы избежать подобных инцидентов, в учебных заведениях пора назначать психолога не только для детей, но и для учителей. Потому что порой они находятся между молотом и наковальней, — рекомендует Наталья.
По ее словам, с одной стороны педагог сталкивается с требованиями руководства — постоянные отчеты, заполнения программ и планов, которые зачастую не оплачиваются. И параллельно должен не забывать об обучении детей. Помимо этого, педагог сталкивается с еще и с неадекватным отношением родителей.
— Раньше профессия учителя была очень уважаемой. Они могли привлечь родителей к ответственности за неадекватное поведение ребенка, а в наше время педагог тоже не защищен. Ученики могут обзываться, и ничего им за это не будет. При этом и вызов родителей тоже не даст своих плодов, они могут поощрять такое поведение, — считает Наталья.
По ее мнению, не каждый учитель в таких условиях выдерживает подобное отношение, отсюда и нехватка кадров, а это проблема широкого спектра.
Но всё же есть вещи, которые зависят от самого учителя. Он должен уметь сам себе помогать. С профессиональным выгоранием сталкиваются обычно те, кто много работает с другими людьми.
— Это непростая история. В данном случае девушке нужно было помочь. Ей стоит обратиться к психологу, чтобы справиться с выгоранием, — говорит Панфилова.
По словам психолога, на профессиональное выгорание часто жалуются педагоги, следующие — медики, а дальше все те, кто выбрал помогающие профессии, где подразумевается контакт с людьми, которые не всегда психически адекватные.
— Нельзя осуждать в этой истории только одного учителя. Мы не знаем предыстории. Можно ли было вообще допускать ее к работе. Предположим, она в этот день просила выходной, а ей отказали.
Как нам рассказывала преподавательница, в тот день ее довел школьник, с мамой которого у нее часто были конфликты.
— Это системная вещь. Учитель тоже не защищен. Им не помогают справляться с подобными ситуациями. Есть еще и агрессивные родители, приходящие поскандалить или как-то унизить классного руководителя. А есть те, кто действует через ребенка, дают советы, как ответить педагогу, зная, что никаких последствий не будет, — считает психолог.
По ее мнению, некоторые дети начинают распоясываться с согласия родителей.
— Понятное дело, что это не может быть оправданием поведения учительницы, но у нее не было четкой инструкции, как повести себя в такой ситуации. Если бы она знала последовательность действий, тогда было бы проще. Это мог быть вариант позвать директора или завуча. А так она осталась один на один с проблемой.
Психолог предположила, что руководство может в таких случаях говорить, мол, вы же учитель, справляйтесь сами.
— Эта система психологически неправильная, учителя могут начать срываться всё чаще и чаще, — подытожила Наталья.
Что делать, если человек на грани нервного срыва?
Как контролировать себя при эмоциональном выгорании, разбираем вместе с уфимским психологом Алисой Курамшиной.
По ее мнению, судить о состоянии преподавательницы по одной записи сложно. Возможно, это постоянный метод разговора, а может быть, действительно случилось впервые.
— Скорее всего, это является результатом накопленного стресса и потенциального выгорания на работе. Длительное воздействие стрессовых факторов может привести к тому, что человек теряет способность эффективно справляться с ними, что приводит к эмоциональным всплескам, — считает Курамшина.
При этом она отмечает, что полностью игнорировать стресс невозможно — он является естественной частью нашей жизни. Однако можно научиться управлять реакцией на стресс, используя различные техники релаксации и саморегуляции.
Если человек чувствует, что в любой момент готов сорваться, то лучше всего найти для себя способы снятия напряжения и успокоения.
— Это могут быть техники дыхательной гимнастики, медитации, прогулки на свежем воздухе или другие методы релаксации. Также полезно обратиться за поддержкой к близким людям или профессиональному психологу. Он подскажет и быстрые способы, которые тем не менее стоит в сетке натренировать заранее, — советует Алиса.
Многие специалисты считают, что проявления гнева — естественная реакция организма, однако психолог отмечает, что не во всех случаях эта реакция уместна, особенно когда человек находится на работе.
— Агрессия сама по себе не является нормой в контексте профессиональной деятельности. Важно учиться выражать свои эмоции конструктивными способами и находить здоровые способы выхода негативных, — считает Алиса Курамшина.
Выплескивать отрицательную энергию стоит при физических нагрузках, направить энергию в творчество либо элементарно обсудить накопившиеся проблемы с близкими людьми, с кем выстроены доверительные отношения.
По словам психолога, чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций, важно регулярно заниматься саморегуляцией.
Саморегуляция — управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя путем слов, мысленных образов, управлением мышечным тонусом и дыханием.
— Важно следить за своим уровнем стресса и предпринимать меры для его снижения. Рекомендуется уделять внимание отдыху, физической активности, здоровому питанию и качественному сну, — советует психолог.
По ее словам, помимо этого, стоит развивать навыки управления временем и постановки приоритетов, чтобы избегать перегрузки и обеспечивать баланс между работой и личной жизнью.
— Резюмируя, можно предположить, что описанный случай свидетельствует о необходимости внимания к психическому здоровью и управлению стрессом. Поддержание хорошего уровня саморегуляции и забота о своем эмоциональном состоянии помогут избежать подобных инцидентов и сохранить профессиональную эффективность, — сказала Алиса Курамшина.
Как оказалось, для решения конфликтных ситуаций в учебных организациях родителям советуют обращаться на горячую линию Центра защиты и прав детей, который существует при Министерстве просвещения России.
Напомним, в прошлом году в уфимском колледже произошел подобный случай. Педагог облепила скотчем шею ребенка, после этого женщину уволили из учебного заведения.
А как вы считаете, кто виноват в этой ситуации?