Образование Бакалавр ищет работу

Бакалавр ищет работу

Первые выпускники-бакалавры появились на рынке труда уже давно, но до сих пор отношение к ним у работодателей неоднозначное. Одни руководители считают таких соискателей «недоучившимися» специалистами, другие...

Первые выпускники-бакалавры появились на рынке труда уже давно, но до сих пор отношение к ним у работодателей неоднозначное. Одни руководители считают таких соискателей «недоучившимися» специалистами, другие, наоборот, видят в таких сотрудниках особый потенциал. Насколько трудно сегодня уфимским выпускникам найти себя в профессии, что делают вузы и государство для поддержки молодежи, а также проблемы перехода на двухуровневую систему образования обсуждались на круглом столе «Бакалавр ищет работу», организованном сайтом Ufa1.ru. В мероприятии приняли участие представители республиканского министерства образования и надзорных ведомств, центров занятости населения, высших учебных заведений и компаний-работодателей.

Кто такие и с чем их едят?

«Сегодня практически все высшие учебные заведения перешли на двухуровневую систему образования», – рассказала начальник отдела высшего профессионального образования РБ Венера Алгушаева. Исключение составляют только БГМУ и УГАИ им З. Исмагилова, их специфические учебные планы невозможно сжать до четырех лет обучения. А первым в Башкирии готовить бакалавров стала Академия ВЭГУ в конце 90-х годов. Как сообщила Венера Алгушаева, в 2011 году лишь 8% от общего числа выпускников вышли из стен вуза с дипломом бакалавра. Больше их станет только через 3-4 года, когда придет время сдавать госэкзамены тем, кто только сегодня сел за парты.

В 2011 году на бюджетные места в республиканские вузы на бакалавриат было принято 7808 человек, в то время как на специалитет лишь 1192 человека. Хотя еще в 2009 году в Башкирии была обратная ситуация: на бюджетные места по специалитету был зачислен 7581 абитуриент, а по бакалавриату – 2014.

Согласно данным Центра занятости населения Уфы, сейчас в качестве безработных в городе зарегистрировано 225 выпускников вузов. Сколько из них бакалавры, сказать трудно. Но, по словам инспектора центра занятости населения Уфимского района Альбины Морозовой, сейчас у них на учете в качестве безработного состоит всего один человек с дипломом бакалавра.

Бакалавры предпочитают учебу

Часть присутствующих на круглом столе экспертов отметила, что их выпускники не имеют проблем с трудоустройством. По словам директора Столичной финансовой гуманитарной академии Розы Мухаметшиной, в вузе есть лишь заочная форма обучения, поэтому все студенты, как правило, успешно работающие люди. Это мнение разделила также ведущий специалист филиала Международного института экономики и права Эллина Эвель и заявила о том, что в их вузе сложилась аналогичная обстановка.

Айбулат Хусаинов, Эллина Эвель,
Ирина Хусаинова

Но как обстоят дела с теми, кто учится очно? Чаще всего бывает, что многие бакалавры в государственных университетах предпочитают продолжить учебу. Как отметила заведующая центром содействия трудоустройству студентов и выпускников УГАЭС Ирина Хусаинова, 35% выпускников-бакалавров этого года поступили в магистратуру, оставшиеся 65% – трудоустроились без особых проблем.

«В этом году из общего числа выпускников у нас было 292 бакалавра. Ни от одного их них мы не получили жалобы, что он не может найти работу. Хотя нужно отметить, что большинство из них продолжают свое обучение. Это действительно большой плюс, что бакалавры могут поступить в любой вуз. Но и от работодателей мы не получали никаких нареканий по качеству подготовки наших бакалавров», – сообщил руководитель Центра трудоустройства выпускников БашГУ Айбулат Хусаинов.

Начальник по внеучебной работе уфимского филиала Уральской государственной юридической академии Индира Фахретдинова отметила, что переход на Болонскую систему начался в вузе недавно. Студенты-заочники, как правило, не имеют проблем с трудоустройством. А учащиеся в очной форме проходят стажировки в различных компаниях.

Гоните их... на стажировку

Директор центра занятости населения Калининского района Уфы Нуриман Азнагулов считает, что бакалавров и специалистов необходимо отправлять на стажировку на предприятия. Это позволит молодым людям ознакомиться с производством, увидеть свою профессию что называется «изнутри», а работодателям присмотреться к потенциальным сотрудникам. Как отметил Нуриман Азнагулов, при этом люди, проходящие стажировку, получают еще и деньги. Пособие, выплачиваемое центрами занятости, составляет чуть больше 6000 рублей.

По словам заместителя начальника отдела кадров, начальника учебного центра ОАО УМПО Антона Зайнетдинова, только в 2011 году предприятие на стажировку приняло 130 выпускников учебных заведений. За полугодовую стажировку молодые люди набираются опыта, а завод растит для себя сотрудников.

Старший менеджер производственной компании «Комфорт-Мобиле» Лилия Халимова отметила, что их предприятие охотно берет на стажировку выпускников, при этом не отдает предпочтения ни специалистам, ни бакалаврам. Главное требование к соискателю – желание работать и учиться. Менеджер по найму персонала Уральского производственного объединения «Метта» Оксана Динеева подтвердила, что ее предприятие тоже ровно относится ко всем потенциальным сотрудникам, приходящим на собеседование.

Директор Уфимского филиала российского государственного социального университета Рустем Ахмадинуров отметил, что сейчас готовится правительственная программа, которая будет отвечать за добровольно-обязательное распределение выпускников. С третьего курса студентов смогут закреплять за будущими работодателями (например, предприятием или больницей), на основании подписанного соглашения. Компетентность выпускников возрастет, и они будут реже уходить работать не по специальности.

Но все-таки определенное недоверие на рынке труда к соискателям-бакалаврам есть. «Мы четко понимаем для себя, кто такие специалисты, – говорит Антон Зайнетдинов. – Дайте работодателям четкое разграничение, кто такие бакалавры и кто такие магистры. Мы готовы и брать и тех и других, но мы должны понимать, на какие позиции они могут претендовать и какие процессы они могут выполнять качественно».

«Бакалавр – это тот, кто может прочесть инструкцию и выполнить ее, инженер – может создать эту инструкцию, а магистр – это тот, кто эту инструкцию может еще и объяснить, – с помощью шутки поясняет различие выпускников Болонской системы начальник управления по связям с бизнес-сообществом УГНТУ Борис Микишин. – А если серьезно, бакалавр – это полноценное высшее образование».

По мнению эксперта, у работодателя нет никаких оснований отказывать соискателям с таким дипломом. В пример Борис Никишин привел историю о неком молодом человеке, которому отказали в возможности работать мировым судьей при наличии диплома бакалавра. Но мужчина доказал свое право занимать такую должность через суд.

Вузы на защите своих учащихся

Василий Бабенко

Что могут сделать образовательные учреждения для поддержки своих выпускников? Московский государственный гуманитарный университет им М. Шолохова стал переходить на Болонскую систему образования только в этом году, вуз долго готовился к «перестройке». «Все-таки специалитет – это конечный продукт, а бакалавр – пока не конечный продукт. Чтобы стать профессионально подготовленным человеком, нужно заканчивать либо магистратуру, либо получать какое-либо дополнительное образование», – обратил внимание собравшихся директор МГГУ им. М. Шолохова Василий Бабенко. Эксперт рассказал, что студенты-бакалавры его вуза ходят одновременно на дополнительные курсы подготовки. Для примера он привел юридический факультет, там введена дополнительная специальность по банковскому и финансовому праву. Больше ни один вуз в Башкирии не готовит таких юристов, хотя факультеты есть в каждом учебном заведении. «Нужно думать, как сделать так, чтобы люди, получившие диплом бакалавра, ни в чем по уровню подготовки специалистам не уступали, а может, и превосходили их», – говорит Василий Бабенко.

Директор Института профессионального образования и информационных технологий Раиль Саитов видит решение проблемы трудоустройства и бакалавров, и специалистов, в ступенчатости образования. Он считает, что молодым специалистам, особенно это касается технических направлений, необходимо получить сначала начальное профессиональное образование, затем среднее и только потом – высшее. Умение работать руками в любом звене производственной цепочки позволит человеку не только без проблем найти работу, но и продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Азат Мухаметшин

В идеале, абитуриенты, поступающие в вуз по целевому направлению, не должны после выпуска иметь проблем с трудоустройством. Но заведующий отделом организации практик и содействия трудоустройства выпускников БГАУ Азат Мухаметшин поднимает такую важны проблему, как закрепляемость сотрудника на рабочем месте. Ведь никто и ничего не может удержать человека на малооплачиваемой работе. Увы, вопрос с уровнем заработной платы ни на селе, ни в городе вузы самостоятельно решить не могут.

В идеале, вузы должны работать в тесной связке с работодателями, особенно крупными. Но на практике это взаимодействие получается не всегда. «К сожалению, сегодня мало кто из работодателей может толком объяснить, чего он хочет от образования. Чему учить? Первое-второе-третье? Мы готовы создавать практически любые учебные планы», – говорит Борис Микишин.

Начальник отдела среднего профессионального образования министерства образования РБ Эмиль Хабиров также считает, что компании-работодатели должны тесно сотрудничать с образовательными учреждениями, в том числе давать рекомендации по формированию учебных планов и принимать студентов на практику.

«Мы стараемся очень тесно контактировать с предприятиями, у нас много целевого приема. Представители работодателей ведут у нас производственные занятия, студенты занимаются на производственных площадках будущих работодателей, – говорит начальник учебного отдела УГАТУ Наталья Копейкина. – Но хочу отметить, что предприятия пока все еще нацелены больше на специалистов, чем на бакалавров».

Светлана Парфенова

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Башкирского института социальных технологий, филиала Академии труда и социальных отношений Светлана Парфенова затронула несколько проблем перехода на Болонскую систему. Она отметила, что, несмотря на изменения в студенческой среде, изменения мало касаются преподавательского состава и его статуса, которые продолжают соответствовать старым требованиям.

Выводы: к работе годен

Эксперты пришли к выводу, что трудоустройство бакалавров в принципе похоже на трудоустройство любого выпускника. В минусы бакалаврам можно записать только некое недоверие со стороны работодателей и сложностях переходного периода. Все остальное зависит только от человека.

«Если человек не хочет и не может учиться, из него ни хороший специалист, ни бакалавр не получится. Это самое главное – желание самого студента получать образование», – говорит начальник отдела приема и качества образования БАГСУ Лилия Султанова. Эксперт заметила, что многие абитуриенты поступают в вузы зачастую необдуманно, а через два-три года теряют интерес к учебе, в результате не получают толком знаний.

Начальник отдела контроля качества образования Рособрнадзора по РБ Татьяна Горбунова в завершении круглого стола заметила, что проблема трудоустройства бакалавров – системная.

«В условиях современного рынка такая проблема будет всегда, потому что у нас нет системы распределения, которая была в Советском Союзе, – говорит Татьяна Горбунова. – Второй аспект – социально-психологический. Выпускники имеют высокие притязания на рабочее место. Из отчетов кадровых агентств видно, что главная причина отказов – это нежелание молодых людей начинать свою карьеру с низов. Эксперт считает, что в образовательные программы следует включать курсы для подготовки по трудоустройству, к прохождению собеседования и тому подобному.

Фото: Фото Алены МЕСТОИВАНЧЕНКО, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем