Российский топливный союз (РТС) направил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой принять меры для стабилизации ситуации на топливном рынке. Об этом сегодня, 25 июля, сообщил корреспонденту UFA1.RU вице-президент РТС и гендиректор АО «Компания УфаОйл» Ринат Фаттахов. В тексте письма (есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.) указано, что на рынке возникли проблемы из-за нарушения принципов ценообразования. Напомним, только с весны в Башкирии цены на бензин повышали шесть раз, тренд на рекордный рост цен наблюдается и по всей стране.
По сравнению с прошлым годом, указывают в РТС, оптовые цены на бензин выросли на 55% — на АИ-92 и на 46% — на АИ-95, притом что рост розничных цен составил только 3,6%. Это привело к тому, что расценки практически сравнялись, а в некоторых регионах оптовые цены стали даже выше розничных, сообщили в организации.
— Ситуация 2023 года для розничных операторов моторного топлива оказалась даже более тяжелой, чем в 2021 году, поскольку высокий уровень потребительской инфляции 2022 года и еще более высокий уровень промышленной инфляции привели к существенному росту операционных затрат розничных операторов, которые в настоящее время характеризуются цифрами 7–8 рублей на литр продаваемого топлива, но не отразились на росте розничных цен на моторное топливо в течение 2022 года, которые остались практически на уровне 2021 года, — сказано в письме Мишустину.
По мнению представителей РТС, дисбаланс спроса и предложения на бирже привел к росту биржевых ценовых индикаторов: падение объема продаж из-за снижения предложения составило около 12% по отношению к прошлому году, при этом спрос вырос из-за роста деловой активности, внутреннего туризма, увеличения грузоперевозок, в том числе в восточном направлении, присоединения новых территорий.
— На снижение предложения, наряду с объективными факторами в виде плановых ремонтов, повлияло также увеличение экспорта из-за роста экспортной альтернативы, вызванного корректировками механизма расчета демпфирующих выплат, которые постепенно снижались в течение года, ожиданием дополнительного двукратного снижения демпфирующих выплат с 1 сентября и падением курса рубля, — считают в РТС.
В организации также указывают на рост серого экспорта. По данным РТС, наблюдается экспорт продукции с нефтебаз — это те топлива, которые были поставлены на внутренний рынок с выплатой демпфера. В промышленном союзе считают, что постановления правительства, направленные на снижение экспорта топлива компаниями, не являющимися производителями, на эту сферу должного влияния не оказали. В РТС утверждают, что объем такого экспорта с начала года только растет: анализ базы РЖД показал, что он составил уже более 200 тысяч тонн по бензинам и 380 тысяч тонн по дизелю.
Еще одним важным негативным фактором в организации считают «серьезное увеличение сроков доставки по железной дороге товара, приобретенного на бирже». С учетом того, что купленный на бирже товар оплачивается со стопроцентной предоплатой, логистические проблемы создают для розничных операторов дополнительные издержки и могут вести к увеличению кредиторской задолженности «со всеми вытекающими последствиями».
Для решения возникших проблем в РТС предлагают правительству сохранить премиальность внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе, принять меры для «запрета экспорта автомобильных бензинов и дизельного топлива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых видов моторного топлива», повысить приоритетность перевозок моторного топлива железнодорожным транспортом, уменьшить до 3 и 5 процентов допустимый рост оптовых цен на бензин и дизель относительно индикативной цены, при которой демпфер обнуляется, повысить нормативы биржевых продаж бензина минимум до 15%.
Как рассказал UFA1.RU вице-президент РТС Ринат Фаттахов, цель письма премьер-министру в том, чтобы рассказать властям о проблеме, которая, по мнению членов организации, требует вмешательства на уровне правительства.
— Мы обратились к премьер-министру, так как считаем, что у него есть полномочия и возможность сбалансировать возникший диспаритет на внутреннем рынке между оптовыми и розничными ценами, — сказал он. — Не в наших компетенциях учить их, как решать эти вопросы и как работать. Например, когда несколько лет назад был введен демпфирующий механизм, мы даже и предположить не могли, что такое возможно. Они государственные люди, им виднее сверху, как регулировать ситуацию.
Напомним, ранее мы обсуждали с экспертами, как рост цен на бензин скажется на цене проезда в уфимских автобусах и подорожают ли из-за этого продукты. Подробнее о том, что происходит на топливном рынке, мы обсуждали с Ринатом Фаттаховым и экономистом Рустемом Шайахметовым.