Антон купил в кредит новую машину Ford Focus. Несколько месяцев спустя руководство внезапно отправило его в зарубежную командировку на месяц. Вернувшись, Антон побежал оплачивать сразу два (пропущенный и очередной) ежемесячных взноса по кредиту. Но «его» банк оказался закрыт на новогодние праздники. Антон не сдался, поехал в другой банк и оплатил кредит переводом, но это было уже в конце дня, и деньги в «его» банк пришли с опозданием на сутки. Теперь банк начислил пени за просрочку и передал в бюро кредитных историй информацию об Антоне как ненадежном заемщике. Как Антону избежать штрафов и восстановить свое доброе имя? На эти вопросы отвечают эксперты 102banka.ru.
Управляющий ОО «Южный» Приволжского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Роман Михайлов
: «В данном случае клиенту необходимо написать заявление в банк, в котором нужно изложить причины нарушения сроков погашения кредита. Банк рассмотрит заявление и известит клиента о принятом решении.
Обычно, если вы забыли внести платеж или по каким-то другим обстоятельствам этого не сделали, но срок просрочки составляет не более пяти дней – это не несет негативных последствий для вашей кредитной истории. Зачастую банки делают скидку на возможные трудности у заемщика. В тех случаях, когда в дату списания очередного ежемесячного платежа на счете заемщика недостаточно средств для такого списания, банк, в соответствии с конкретным договором, налагает на клиента штрафные санкции. Проблемы могут возникать при оплате кредита через почтовые отделения либо офисы сторонних банков, так как велик риск задержки зачисления. Здесь необходимо отметить тот факт, что для банка датой платежа признается не день отправки средств, а день их получения на ссудный счет.
Как с этим бороться? Наиболее простой ответ – вовремя гасить оформленный кредит и отвечать по взятым обязательствам в срок и в полном объеме, однако, в тех случаях, когда это невозможно – своевременно предупреждать банк о задержках в оплате. Информация о просрочке более пяти дней попадает в Бюро кредитной истории (БКИ), и в следующий раз заемщик даже с приличным доходом, обратившись в банк, может либо получить отказ, либо условия договора будут менее выгодными: сумма кредита окажется меньше ожидаемой, процентная ставка более высокой. Если возникают проблемы с погашением кредита, необходимо своевременно сообщить банку и совместно найти решение для выхода из сложившейся ситуации. Своевременное оповещение кредитора только добавит последнему уверенности в ответственном отношении заемщика и его стремлении погасить кредит в соответствии с достигнутой договоренностью».
Начальник управления скоринга розничных кредитных продуктов ОТП Банка Олег Ильин
: «От плохой платежной дисциплины заемщика проигрывают все: и клиент, и банк. Клиенту, который просрочил платеж, нужно оплатить штраф, а, возможно, и пени, если данный пункт предусмотрен в кредитном договоре, то есть потратить дополнительные средства на погашение кредита. Для того, чтобы данные ситуации свести к минимуму, во многих банках предусмотрено СМС-информирование клиентов о дате поступления платежа.
На сегодняшний день клиенты используют достаточно много каналов для погашения кредита: различные платежные системы, Почту России, сторонние банки и прочее. Срок поступления денежных средств на счет различный, поэтому все платежи необходимо вносить заблаговременно. Например, мы рекомендуем совершать все платежи не позднее 10 дней до расчетной даты.
Если в банке предусмотрена процедура реструктуризации или моратория, то Антон может обратиться в банк с таким требованием, объяснив причину просрочки. Информацию о неплатеже банки передают в Бюро кредитных историй, где задолженность будет числиться за клиентом до тех пор, пока она не будет погашена в полном объеме».