На этой неделе в Уфе состоялось XX заседание российско-итальянской рабочей группы по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса. В рамках мероприятия стороны обговорили возможные варианты сотрудничества, бизнесмены Италии и Башкирии смогли встретиться в формате биржи деловых контактов.
В рамках визита были также подписаны первые соглашения по организации совместных предприятий. Одно из них – создание фабрики по производству мебели. Свои подписи под соглашениями поставили башкирская мебельная компания Venge, итало-российская Торговая палата и итальянская компания «Арте Каза».
О том, сложно ли бизнесу выходить на иностранных партнеров, какие особенности выхода на международный уровень стоит учитывать и как правильно расставить акценты корреспонденту сайта 102banka.ru рассказал директор компании Venge Сергей Швецов.
– Сергей Валерьевич, вы будете создавать совместное итало-российское предприятие. Сколько времени прошло с момента появления такой идеи до ее реализации?
– У нас это заняло около 4-5 месяцев, то есть довольно быстро. Кстати, Башкирия – это единственный субъект РФ, где есть представительство российско-итальянской торговой палаты. Соответственно, несколько раз перед форумом сюда приезжали итальянцы. В марте мы провели переговоры в России, потом вели переговоры по интернету. Они нам сделали предпроект на фабрику площадью почти 10 тысяч квадратных метров, с выпуском до 50 кухонь в день.
– Ваше мнение: легко ли найти партнера за рубежом?
– Выходы на иностранные рынки есть. В частности, что касается Италии, если раньше основной проблемой были языковые барьеры, то сейчас даже через Интернет можно отправить заявку в итало-российскую палату. Если есть какое-то интересное сотрудничество, палата выведет на контакт с зарубежными компаниями. Но хочу отметить, чтобы выходить на такой контакт, у предпринимателя должно быть понимание и четкий план.
К примеру, мы используем технологии, которые итальянцам близки. Мы их не покупали, а пришли к ним сами за семь лет работы. И все эти годы, параллельно выпуская объекты, мы занимались анализом и разработкой технологий. Приглашали сюда немцев, итальянцев. И постепенно пришли к выводу, что сейчас готовы к созданию серьезной поточной фабрики.
Кстати, на заседании российско-итальянской рабочей группы у бизнеса появилась великолепная возможность принять участие в бирже деловых контактов. Там были и итальянские предприниматели и большое количество переводчиков. Любой желающий мог напрямую обсудить с поставщиками и производителями интересующие его вопросы. Подобные форумы проходят ежегодно в разных регионах страны. Поэтому если человеку надо – у него сегодня есть возможность получить это общение на территории России.
– Как вас выбрали в партнеры из остальных компаний, по каким критериям?
– Меня не выбирали. Просто люди искали партнеров, а мы искали их. Площадкой для общения стала итало-российской палата. Мы с ними связались, пообщались, провели переговоры. Так и возникло это сотрудничество.
Что касается критериев, не могу говорить за всех, но я во главу угла своей компании всегда ставлю качество продукции. Именно качество должно всегда работать на повышение, потому что на рынке очень много предложений из дешевых материалов, которые не соответствуют европейским стандартам. Многие компании останавливаются на достигнутом, это их право. Но я считаю, что люди сегодня имеют свободный доступ ко всему миру, они видят, что такое качественные товары. Поэтому клиент сам определяет, что ему покупать.
То же самое в любом бизнесе: надо вносить интересные предложения, интересные идеи. Все движется. Надо посещать выставки, надо развиваться вместе с миром, не останавливаться на достигнутом. Тогда, конечно, появляется все это видение, появляются новые идеи. Это касается любого бизнеса – от начинающего до уже состоявшегося.
– Иностранцы очень требовательны к документации, качеству продукции, требуют наличия международных сертификатов и т. д. С какими проблемами вы столкнулись? И каковы особенности работы с зарубежными компаниями?
– В каждой отрасли есть свои тонкости и сложности. Разные подходы, менталитет. Всегда есть некая «разность потенциалов», нужно просто думать, как ее исключать.
Из основных проблем выделю, прежде всего, языковой барьер. Но мы нашли партнера, у которого есть русскоязычные работники и нам с ними просто общаться. А есть компании, которые не работают с нашим рынком, не держат людей, говорящих на русском. Но и тут есть выход – либо учить язык здесь, либо искать переводчика.
Еще одна особенность связана с пониманием вопросов. Законодательство в разных странах разное и у каждого свое понимание работы. Иностранные компании не могут вникнуть в некоторые наши особенности, соответственно, и мы не понимаем их. Что делать? Когда мы едем в другую страну как туристы, мы же изучаем особенности этой страны: что принято, а что нет. Также и здесь: надо ознакомиться с особенностями ведения бизнеса и законодательством на том рынке, на который мы планируем выходить.
Основная и общая проблема для любого бизнеса – выделение финансовых средств на проектирование, на ведение мероприятий, связанных переговорами. Если человек решился идти на такой шаг, надо найти надежного партнера и с ним оговорить все условия, зафиксировать их на бумаге и действовать по плану.
– У каждой нации есть своя характерная черта. Немцы славятся своей пунктуальностью, англичане – деловым этикетом, американцы – деловой хваткой. А есть у итальянцев характерная особенность, которой могут поучиться наши предприниматели?
– Особенности есть. Темперамент, изысканный вкус, тяга к прекрасному. Италия всегда славилась великими творческими людьми. Также в бизнесе присутствует пунктуальность.
Кроме того, итальянцы, как и все европейцы, привыкли жить в более качественном мире, а мы сейчас находимся только на стадии роста. В России сейчас идет такой же рост производства, как в 90-е годы – торговли. Старые производства потеряли позиции, но не все руководители могут принять решение его модернизировать. В любом случае, если люди хотят, чтобы их заметили, чтобы качество их продукции выросло, хотят они этого или нет, им придется придерживаться стандартов. Тут другого пути нет.
– Кто может выйти на международные рынки? Это больше прерогатива среднего бизнеса или малый также имеет такую возможность?
– Это не мерится размером бизнеса. К примеру, в Италии есть регион, где работает тысяча компаний, которые занимаются обработкой камней. Среди них есть как крупные компании, так и малые. Крупная компания, как правило, неповоротливая, выпускает большой объем продукции. Маленькая более изощренная – может изготавливать новые продукты и продавать их большим компаниям.
Не важен размер, важно отношение. Сейчас намного проще общаться, есть Интернет, все пространство связано. Времена, когда мы что-то изредка слышали и что-то видели, прошли. Сейчас есть вся информация. Вопрос – как ей воспользоваться и как приложить свои усилия? Конечно, будут промахи, будут ошибки, но без этого не строится ничего.
– Если предприниматель хочет сотрудничать с зарубежными, в частности итальянскими, компаниями, посоветуйте, что ему стоит делать? С чего начинать? На что стоит обратить внимание?
– Во-первых, участие в таких проектах предусматривает бизнес не с пустого места, это должно быть общение профессионалов. Если человек занимается каким-то бизнесом и он понимает, что интересующий его бизнес присутствует на территории Италии, то он может через представительство российско-итальянской палаты задать интересующие вопросы, узнать необходимую информацию, в частности, где и когда будут проходить конференции. И через них выходить на зарубежные компании.
Но опять же надо понимать, что это только коммуникатор. Предпринимателя не будут водить за ручку: «иди сюда, делай это». Если он не хочет развиваться, если он не хочет узнавать, все равно он должен приложить усилия, чтобы что-то продавить. Так в любом деле. Не бывает бизнеса, который делается сам по себе, с ним надо работать.
– Вернемся к качеству. Как, по-вашему, компании повысить качество до мирового уровня? И насколько это затратно?
– Чтобы повысить качество, нужно посещать выставки, специализированные семинары и там для себя почерпнуть необходимые знания. В основном такие мероприятия международного уровня проходят в Москве, там же идут и конференции. И на них, как правило, приглашают уже состоявшихся экспертов, приезжают и иностранные компании. Походить посмотреть, что продается. И уже от этого отталкиваться.
Существуют также специализированные журналы во всех отраслях. Можно и в интернете поискать, но там информация довольно неоднозначная. Даже изыскания в ряде отраслей, особенно на рынке товаров народного потребления, нужны не всегда, так как если вещь хорошая соответствует качеству и цене, то ее будут покупать.
Если говорить о затратах, то это не такая крупная сумма. Все фирмы ездят на выставки. Сколько стоят билеты – известно. Поездка к зарубежным партнерам может обойтись даже дешевле самостоятельной поездки.
В любом случае вложения нужны, но если человек вышел на уровень бизнеса и видит, что его бизнес достоин развиваться дальше, то я думаю, что это не определяющая для него сумма.
Фото: Фото из личного архива Сергея ШВЕЦОВА