Вы когда-нибудь задумывались, есть ли в Башкирии свой Дед Мороз и откуда он появился? Конец декабря — самое время узнать историю Кыш Бабая. Оказывается, он связан с Шурале, имеет три версии своего рождения и живет в двух частях Росси одновременно. Усаживайтесь поудобнее и погружайтесь в новогоднюю историю.
Откуда взялся и с кем живет
Кыш Бабай — это и башкирский, и татарский Дед Мороз. По крайней мере, как объяснила краевед Фильзя Гарифуллина, у них различий нет. Есть несколько версий происхождения Кыш Бабая.
По одной из них, он произошел от древнетюркского верховного божества Тенгри, день рождения которого якобы праздновали зимой. Подтверждений этому нет. Бог языческий, а ислам пришел в Башкирию в X веке. Легенды терялись, сказания размывались, и от божеств остались только записи в учебниках.
По другой — его придумал татарский поэт Габдулла Тукай в своих стихах. Третьи же предполагают, что Кыш Бабай появился искусственно. У русских есть Дед Мороз, а у татар и башкир собственного новогоднего волшебника после революции не было. Вот и придумали, чтобы делать развлечения с его участием.
Кыш Бабай, по преданиям, одевается не в красную шубу, а в синюю или зеленую. Традиционно его представляют именно в зеленом — цвете ислама. Вместо красной шапки с мехом у него тюбетейка. Борода такая же пышная, как и русского Деда Мороза.
Снегурочка у Кыш Бабая тоже есть. Ее зовут Кархылыу. Кто-то говорит, что она Кыш Бабаю внучка, кто-то — что дочка. Она одета в традиционное платье с воланами и вышивкой. Обычно на ней одеяние в зеленых тонах.
Помимо Кархылыу, у Кыш Бабая есть еще несколько помощников: друзья Кар Малай и Кар Эби (мальчик и дедушка), а еще Шурале (дух леса) и Су Анасы (дух воды), который обычно принимает облик лебедя или девушки и живет в реке.
В Башкирии Кыш Бабай обитает в юрте у подножия шихана Торатау. Дед подает башкирский чай с травами, угощает глинтвейном и шашлыками.
В Татарстане Кыш Бабай и компания живут еловом лесу села Новый Кырлай Арского района. В своей резиденции на берегу реки Ия сказочный волшебник принимает гостей весь год. Но просто так, как водится, к нему не попасть. Сначала нужно пройти местную таможню. Поговаривают, это сам Шайтан, но дружелюбный и совсем не злой.
В Новом Кырлае вместе с Кыш Бабаем и Кар Кызы, татарской снегурочкой, живут и Убырлы Карчык (Баба-яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр, а еще Тахир и Зухра (Ромео и Джульетта). Да, и такое в Татарии имеется. В их резиденции даже чак-чак-чупсы дают, что бы это ни было.
Откуда вообще взялись Деды Морозы?
Зимнего волшебника не существовало до начала XX века. А Снегурочка появилась еще позже, в 1937 году.
Изначально у славян был персонаж Мороз. Он отвечал — внезапно — за холод и стужу. Был Мороз языческим божеством или нет, историки спорят до сих пор, однако известно, что в давние времена его угощали киселем и кутьей. Считалось, что сытый и добрый Мороз не будет морозить озимые семена и даст взамен богатый урожай.
А иногда на Святки приглашали дедов, то есть умерших предков. Обращались к ним так — пан Мороз или Мороз Васильевич.
В XIX веке образ Деда Мороза начал формироваться в литературе. В русских сказках Мороз жил в ледяной избушке и щедро одаривал подарками всякого зашедшего. Один из самых популярных образов Мороза появляется в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос». Правда, сказочный персонаж, образ которого поэт позаимствовал из «Морозко», встречается крестьянке Дарье в лесу с приходом смерти. Согласитесь, как-то далековато от праздника.
Да и вообще долгое время украшенную елку и пока еще просто Мороза не связывали между собой. При Александре II в России были попытки создать собственного новогоднего волшебника. Предлагались разные варианты, в том числе и Святого Николая сделать главным героем праздника, но ничего не прижилось. Хотя кое-что привычный нам Дед Мороз всё же позаимствовал у Санта-Клауса.
В общем, образ Деда Мороза начал складываться только к началу XX века благодаря искусству. Но тут опять незадача: после революции советская власть стала искоренять Рождество и все атрибуты этого праздника, включая праздничную елку. Ведь «учинять украшения из елей» велел еще Петр I.
Особо радикальные революционеры высмеивали и Новый год. В те времена Дед Мороз считался злым языческим богом и даже «духом елки».
Деда Мороза «реабилитировали» вместе с елью в конце 30-х годов. В 1937-м Снегурочка впервые официально появилась на детском празднике в Доме Союзов в Москве. Основную роль в формировании образа доброго и всемогущего волшебника с подарками сыграли советские кино и мультипликация.
В середине прошлого века существовал и Мальчик Новый Год — это преемник и внук Деда Мороза, который олицетворял собой приходящий год. Его популярность упала, сейчас он уже почти неизвестен.