Сегодня корреспондент UFA1.RU Валерия Исанбердина поговорила с башкирским режиссером и продюсером Айнуром Аскаровым. Он рассказал, что готовится снимать новый фильм про Уфу, и также отметил, что эта картина станет крайней снятой в Башкирии в его биографии. Узнали почему.
— Как вы пришли к тому, что начали снимать кино?
— Никогда не было такого, что я хотел снимать, — это стечение обстоятельств. Я с детства рос в творческой семье, мама — режиссер театра, папа — рок-музыкант, это было для меня обыденностью, как для моих детей сейчас.
— Что больше всего привлекает в данной профессии?
— Разносторонность, тут нет времени «закисать», на каждом этапе кинопроизводства ты находишься совершенно в противоположном состоянии.
Первый этап — задумка и идея сделать кино, ты чувствуешь себя автором, общаешься с разными людьми, ездишь в красивые места и вдохновляешься. Чем больше ты наберешься, тем это лучше отразится в работе.
Второй этап начинается со сбора команды, где административный и продюсерский опыт объединяются. Сейчас как раз находимся в подготовительном этапе, когда группа формируется.
Съемочный период — это уже смесь административной работы и творчества, но в ограниченном времени, где тебе надо всё успеть. После идет период монтажа, когда ты можешь выспаться за весь тот период, что не позволял себе на съемках. Затем наступает этап премьер, где много встреч и интервью. Каждый фильм занимает у меня год жизни, и их я уже меряю фильмами.
— Что сложнее всего в данной профессии?
— Много чего, всё сложно, и в то же время всё легко, смотря как к этому относишься. Даже сейчас, делая проект, я понимаю, что к вечеру опускаются руки, думаешь: «Зачем мы в это ввязались?» Когда тысячу мелочей нужно объединить в одно целое, чтобы это сработало. А утром просыпаешься с мыслью, что легко всё.
Тяжело еще написать хороший сценарий, потому что он является фундаментом кинопроизводства. Если он нравится всей команде, то работать легче. Сейчас мы делаем «Уфа, я люблю тебя» (рабочее название. — Прим. ред.). И мы попали в такой сезон, когда снимают все, поэтому собрать команду трудно, а в условиях ограниченного бюджета это еще сложнее.
ФСГО выделило нам 13 миллионов, это в три раза больше, чем в 2016 году на фильм «Из Уфы с любовью» (12+), но нам помешала инфляция, цены на услуги в кино выросли в три раза. Благо у нас теперь больше опыта в производстве, но уже неприлично просить людей работать за символические деньги.
Поэтому мы решили, что лучше вовсе не снимать, чем снимать большое полнометражное кино в таких условиях, не зарекаемся, конечно, но больше не хочется за региональный бюджет делать проекты федерального уровня. За такие деньги крупные башкирские компании снимают 30-секундный рекламный ролик, а мы в очередной раз делаем полнометражное кино. К сожалению, многие не понимают каких трудов это стоит и что мы каждый раз вывозим эти проекты на собственных плечах. Если честно, мы уже устали, хочется просто заниматься нормальным кинопроизводством, а не торговаться, клянчить как бедный студент у всех с кем работаешь.
— Сценарий уже написан?
— Законченного сценария не бывает, он всегда переделывается до самих съемок и во время них. Сценарий — это такая вещь, смысл в котором зафиксирован, а слова всегда меняются.
— Когда начнутся съемки картины «Уфа, я люблю тебя»?
— Все даты уже известны, съемки начнутся в мае в Уфе, а выйдет фильм предположительно ко Дню нашей республики в октябре. Дальше с судьбой проката будем решать. Это фильм-альманах, название говорящее, разные истории будут снимать уфимские режиссеры, благо нас собралось достаточно, но, к сожалению, все не смогли поучаствовать. Я сниму одну историю, Виталий Дудка, Айсыуак Юмагулов, Айрат Абушахманов, Руслан Юлтаев тоже примут участие и поделятся «своей Уфой».
— Когда пишете сценарий, есть понимание того, зайдет это людям или нет?
— Делая кино, мы убеждены, что оно понравится зрителю, потому что по-другому в этом деле нельзя, его никто не будет смотреть, если мы будем сомневаться. Наверное, есть молодые авторы, которых якобы не волнует мнение зрителя, думаю, они лукавят, потому что любой творческий человек тщеславен и хочет, чтобы максимальное количество людей увидело его высказывание. Кино — это высказывание, а делать это в подушку или в пустоту неинтересно.
— Расскажите про этап финансирования кино, какая сумма в идеале нужна, чтобы снять качественно?
— Тут рецепта нет, каждая история требует своего финансирования, но в любом случае если говорить о серьезном кино и выходе в прокат, то ставки известны. Есть творческие вещи, которые невозможно оценить, но за обслуживание кинопроизводства и работу людей ставка за один съемочный день ясна.
Минкультуры выделяет примерно 50 миллионов на один малобюджетный фильм, поэтому надо понимать, что сейчас мы делаем подвиг, снимая кино за 13 миллионов. Благодаря вниманию Радия Фаритовича у нас появился башкирский фонд кино, который выделяет 50 миллионов на всё кинопроизводство в республике, как видите цифра небольшая, но башкирский кинематограф долго к этому шел.
По сути, бюджет маленького российского фильма мы тратим на всю сферу кино в нашем регионе. Сейчас мы не можем пригласить больших артистов, всем нравится наш сценарий, но наша смета в шоке от стоимости съемочного дня. Мы не можем не платить за работу, это не студенческое кино.
— В Уфе башкирский кинематограф как-то развивается?
— Только мы сняли 5 полных метров, а за 10 лет в Башкирии вышло 10 картин, каждый год что-то делалось. Много это или мало, не знаю, но, если смотреть, что снималось с 2000-го по 2010-й, это 1–2 картины, рост составляет 100%. Мне кажется, это развитие, уже в этом году в Уфе снимается 3 полных метра. Я думаю, что мы скоро откроем новые имена и башкирский фонд кино — это отличная идея для развития местного кинематографа.
Мы, конечно, ломаем стереотипы, стараемся показывать и доказывать, но пока здесь нет индустрии. Однако, если обернуться на 20–30 лет назад, то ситуация в башкирском кино такова, что всё расцветает, но я не хочу положить жизнь на возделывание этой почвы. Жить и снимать хочется сейчас, пора завязывать с этой слепой верой в башкирский кинематограф.
— Изменилось ли что-то в киноиндустрии после ухода иностранных картин?
— Стало больше места в прокате, потому что раньше кинотеатры в основном брали голливудские фильмы, потом был принят закон, что половина фильмов должны быть нашими. Если раньше российский кинематограф в кинотеатральном прокате шел хвостом к Голливуду, то сейчас башкирский идет к российскому.
Когда мы снимали «Из Уфы с любовью» (12+) шоком было для всех, что региональный фильм, снятый за 5 миллионов, собрал 6–7. И нам даже дали профессиональную премию кинопрокатчиков «Блокбастер» как самому кассовому фильму ограниченного проката, ее раньше получали только европейские фильмы, которые выходили в ограниченный прокат в России, а тут наша картина оказалась самой кассовой в этой категории.
— Что вы посмотрели из последнего российского?
— Я смотрю всё. Даже если мне как зрителю не понравится сам фильм, мне как профессионалу нравятся отдельные сцены. Я понимаю, каким трудом создатели добились того, что получилось. Рекомендую всем зрителям смотреть кино в кинотеатрах или хотя бы покупать подписку, потому что каждый купленный билет поддерживает кинематограф.
— С кем из актеров хотели бы поработать?
— Сейчас много тех, с кем хотел бы поработать, потому что мы как раз ищем актеров на роли. А так с Сергеем Безруковым, Сергеем Буруновым, Анной Михалковой, Тимофеем Трибунцевым, с Никитой Кологривым и т. д. Нам нужны узнаваемые лица, которые привлекут зрителей в кино.
— Что сейчас зрителя привлекает в кино?
— И сейчас, и всегда привлекала хорошая история и реклама. Разберем на примере сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+), в Уфу на предпремьерный показ приезжал Рузиль Минекаев, исполнитель главной роли Маратика, организатор еле собрал зрителей, зал был наполовину пустой, о проекте никто не знал. Сейчас скажи, что он приедет, соберутся толпы. Не хочу никого обидеть, но массовый зритель покупается на рекламу. Даже посредственная история, я не про «Слово пацана», о которой будут говорить из каждого утюга, имеет шанс стать успешной.
— Для режиссера важнее показать историю или коммерческий успех проекта?
— Если выбирать, я за золотую середину. Для меня это вопрос массовости, когда ты можешь рассказать неглупую историю максимальному количеству людей.
— Чем вдохновляетесь перед написанием сценария?
— Всем. Общаюсь, слушаю музыку, вспоминаю что-то из прошлого и пытаюсь передать это, чтобы волновало, чтобы до мурашек. Ты не знаешь, когда придет вдохновение. Бывают проекты, которые делаются на опыте без души. Но я считаю, что секрет хорошего кино, когда пульс учащается и глаза горят.
— Какие советы дали бы себе при первом опыте съемок?
— Не бояться ошибиться, а бояться быть скучным. В последнее время этот девиз озвучил наш оператор фильма «Помилование» (12+) Андрей Макаров. Ошибок в кино нет, надо делать смелее, ярче, больше.
— В процессе съемок бывает импровизация от команды?
— Постоянно, мне кино именно этим и нравится, что ты делаешь его и много чего должно сойтись, солнце появиться в кадре, ветерок всколыхнуть прядь актера вовремя вошедшего в кадр и так далее. Это всегда случай. Каждый кадр как случайность, в этом тоже есть своя магия, когда 50 человек стоят на площадке и хотят одного и того же, вдруг случается: и солнце засияет, и дождь идет, когда надо. Я верю в эту магию, важно, когда ты собираешь команду, чтобы все были на одной волне.
— Из ваших проектов какой больше всего запомнился и почему?
— Каждый проект — особенный. Но из ярких «Отряд Таганок» (6+), потому что это большое историческое и сложно постановочное кино с детьми, животными, водой, со скалами, приключенческое в духе лучших советских фильмов. И зритель это тоже понимает и оценивает, несмотря на то что прокат был не сильно большим из-за пандемии. Но кино большое и серьезное, это экранизация повести Мустая Карима, думаю, оно будет жить очень долго, потому что о вечных ценностях, о том, что каждому мальчишке нужен подвиг. Мне кажется, что это важно.
— Вы говорите, что до сих пор получаете отклик зрителей по фильму «Из Уфы с любовью» (12+), совпали ли ваши ожидания с реальностью на реакцию людей?
— Мы же максималисты, с одной стороны, я думал, что сейчас сниму этот фильм и стану кинозвездой, этого не случилось, но зато зритель благодарен до сих пор, его смотрят. Я был в шоке, когда фильм 2 недели шел в прокате, а очередь в кинотеатр «Родина» начиналась с фонтана, я спрашивал: «А что происходит?» Мне отвечали: «В кино не попасть, и билеты не купить». Там подряд было по 6 сеансов в день, хотя изначально из кинотеатров мало кто его хотел брать.
— Помимо кино, чем любите заниматься в свободное время?
— Хожу в тренажерный зал, зимой катаюсь на лыжах, но кино — это не профессия, а образ жизни.
— Какие у вас любимые места в Уфе и Башкирии?
— Их много, я очень люблю Абзелиловский район, Белорецкий район, свой родной Хайбуллинский район — там прекрасная природа. И каждый уголок Уфы, и уже не в первый раз признаюсь в этой любви через фильмы.