
Депутата Илдара Нафикова убили в башкирском городе Агидель 8 октября 2005 года
20 лет назад Башкирию потрясла страшная смерть предпринимателя из Агидели Илдара Нафикова. Он погиб при пожаре запертым в сауне. Резонанс делу придавало то, что бизнесмен регулярно критиковал местные власти, а незадолго до трагедии получил реальный шанс самому возглавить городской совет. Его смерть вызвала волнение среди правозащитников, а виновники долгие годы оставались безнаказанными.
Напомним, Агидель — самый молодой город Башкирии, который получил таковой статус в 1991 году и расположен в 220 километрах от столицы. Тогда главой республики уже был Муртаза Рахимов, который к 2000-х добился непререкаемого авторитета среди региональных элит. Каково же было удивление жителей Агидели, когда перед предстоящими в 2003-м выборами президента РБ на стене одного из зданий они увидели 6-метровый баннер, призывающий голосовать за другого кандидата.
В этом комплексе располагался офис Илдара Нафикова. В 1998 году он зарегистрировал в Агидели компанию «Булгар» и одноименный фонд, а позже появились «Булгарнефтепродукт» и его же «Агидельэнергомонтаж». Подробный финансовый анализ из-за нехватки сведений тех лет в базах данных не представляется возможным, но по названиям фирм нетрудно догадаться, чем занимался Нафиков, а в городе его до сих пор вспоминают, как успешного и обеспеченного предпринимателя. В родном селе Юсупово бизнесмена называли щедрым меценатом.

Агидель
«В 2003 году на месте бывшего медресе Илдар Нафиков по своей инициативе начал строить мечеть на свои средства. Он был молодым и энергичным предпринимателем /…/. Илдар не нуждался в финансовой помощи, к осени 2005 года прекрасная большая мечеть была построена, остались только внутренние отделочные работы», — рассказывал местный мулла.
Об успехе предпринимателя отчасти свидетельствует и внимание к нему агидельского криминалитета. Но об этом чуть позже — внимание самого Илдара Нафикова привлекала политика. Он был недоволен рядом решений местных властей, а потому занялся общественной деятельностью и начал набирать популярность среди населения, которое в последующем избрало Нафикова депутатом.
Оказавшись в кругу народных избранников, новичок стал еще пристальнее изучать работу агидельских чиновников, во главе которых еще с 1993 года стоял руководитель администрации Валерий Федоров. Он организовал выпуск брошюр, в которых сообщал, кто из его коллег и за что голосовал, как тратится бюджет, какие строки расходов сократят и что планируют власти, при этом не стесняясь их критиковать. Подобная деятельность на фоне остальных так называемых слуг народа освежила политическую атмосферу в Агидели.
К 2005 году 32-летний Нафиков собрал уже целую команду единомышленников и вознамерился занять кресло председателя. Собрание, на котором Нафикова должны были выдвинуть на пост, откладывалось, но с учетом подавляющего большинства его сторонников успех казался делом времени. Той осенью у Нафикова был еще один повод порадоваться — мечеть на его родине почти достроили, остались лишь отделочные работы. Но случилась трагедия.
8 октября в оздоровительном комплексе при офисе депутата-предпринимателя вспыхнул пожар. Хозяин находился там же и выбраться, пока помещение до отказа заполнялось дымом, не смог. После тушения бизнесмена обнаружили уже задохнувшимся. Случайный пожар в сауне — а именно такой была первоначальная версия — не то чтобы редкое дело, но некоторые верить в это отказались.
«Прокурор признал причиной пожара случай бытовой небрежности и назвал в качестве причины возгорания обогреватель», — возмущались сторонники Илдара Нафикова.

Илдар Нафиков оказался запертым на базе во время пожара и погиб
Ряд обстоятельств трагедии, которые подтвердились позже, могли бы вызвать сомнения даже у тех, кто экспертом не являлся. Отец погибшего — тоже меценат и заслуженный работник торговли Башкирской АССР — добился перевода материалов расследования в Нефтекамск. Вот там уже запахло жареным, и не то чтобы это лишь фигура речи. В отличие от агидельских сыщиков, их нефтекамские коллеги смогли наконец учуять бензин, которым перед пожаром облили базу Нафикова. Уже более детальная экспертиза выявила, что пламя вспыхнуло не в одной точке, а в нескольких — почти сразу и в разных местах.
Это дало повод местным активистам заявлять о заказном характере убийства — причем по политическим мотивам. Долгие годы они говорили и о критике властей со стороны Илдара Нафикова, и о его конфликтах в горсовете, и о его целях, а также, конечно, вспоминали тот его баннер в поддержку противника Рахимова. Однако следователи выяснили, что причиной стали не правительственные интриги, а банально деньги.
«Лидер преступной группировки в городе Агидель создал общак для поддержки криминальных структур. Он неоднократно требовал денег и с Илдара Нафикова, который отказывал в этом. Из мести за неповиновение организатор нанял своих знакомых», — сообщали в следкоме Башкирии.
Исполнителей арестовали и судили. Ими оказались местные вымогатели Ринат Насиров и Вильдан Фаязов. До убийства Илдара Нафикова из-за этой парочки погиб другой житель Агидели. Тот жил в двухкомнатной квартире, и Насиров с Фаязовым в течение трех месяцев несколько раз избивали его, требуя отказаться от прав на жилье и отдать документы. В марте 2005 года после очередного такого визита хозяин недвижимости попал в больницу, где и скончался от полученных травм.
Нафикова же вымогатели заранее подкараулили на его базе, проникли внутрь, а там залили бензином помещения и выходы. Как установил суд, они всё специально спланировали именно так, чтобы предприниматель не смог выбраться. Когда пожар разгорелся, Насиров и Фаязов покинули базу.
«Убедившись, что выход из здания отрезан пламенем и потерпевший выйти не сможет, подсудимые с места происшествия скрылись. Потерпевший погиб на месте от острого отравления угарным газом», — указано в приговоре.

Офис, где был зарегистрирован «Булгарнефтепродукт» Нафикова
Итого получились вымогательство с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть, убийство, совершенное с особой жестокостью группой лиц общеопасным способом, умышленное уничтожение или повреждение имущества. В 2011 году по совокупности преступлений обоим назначили лишение свободы в колонии строгого режима: Насирову 19 лет и 3 месяца лишения свободы, а Фаязову 15 лет 6 месяцев. Но следствие предполагало, что у них был наниматель, который заказал убийство предпринимателя и всё еще оставался на свободе.
В розыск по этому делу объявили Алексея Чепкасова. Якобы он был тем авторитетом, который заказал убийство Илдара Нафикова. Он же, по версии следствия, организовал преступление. Кроме того, как считали правоохранители, в деле был еще один человек. В материалах дела об этом рассказывается так:
«6 октября заказчик назначил встречу трем мужчинам, которым сообщил о плане сжечь базу Нафикова и избавиться от самого предпринимателя. Он изложил сведения об устройстве помещений, указав конкретные места, которые нужно поджечь, а сам пообещал доставить их на место и обеспечить горючим. В день Икс, точнее — уже вечером, они должны были снова встретиться в кафе, но один из исполнителей не стал дожидаться приезда нанимателя и ушел, таким образом избежав участия в преступлении».
Однако обвинение было разбито в суде присяжных, которые посчитали доводы следователей и прокурора недостаточными. Более того, Чепкасов, которого во время разбирательства держали под стражей и отказывали ему в более мягкой мере пресечения, по заключению суда мог еще рассчитывать и на возмещение вреда из-за уголовного преследования.
В 2018 году Чепкасову присудили в качестве компенсации 730 тысяч рублей, а получил их, как выяснится позже, бывший оперативник Анатолий Бузаев. Сам он рассказал в последующем судебном разбирательстве, что получил деньги по доверенности от Чепкасова, но тому их не передал, поскольку между ними была устная договоренность: за услуги надо будет заплатить миллион рублей. Бузаев, в частности, помог найти адвоката и передавал ему материалы дела.

Отец Илдара Нафикова на месте пожара
Юрист, который в деле Нафикова защищал Чепкасова, признавал, что экс-оперативник оказывал им помощь, но никаких договоров или расписок между ними не было. Как высказался юрист, Бузаев просто «нафантазировал», что ему что-то должны. В итоге суд обязал вернуть его Чепкасову те 730 тысяч рублей и, к тому же, еще 130 за пользование чужими средствами. Бузаев пытался оспорить решение, но безуспешно.
Тем временем смягчить себе наказание пытались Насиров и Фаязов. Оба многократно в течение нескольких лет обращались в суд с просьбой о сокращении наказания или замене условий, но добились лишь того, чтобы им скостили по паре месяцев заключения. В 2017 году Насиров достучался даже до Конституционного суда, где попытался обратить внимание на то, что раз Чепкасова оправдали и нет никакого нанимателя, то и убийство нельзя считать заказным, а значит, приговор должен быть другим. Тоже — безуспешно.
Однако UFA1.RU обнаружил, что в начале 2025 года в Агидели похоронили с воинскими почестями полного тезку Насирова (возраст тоже совпадает). Спустя месяц в городе возле одной из церквей появилась автомастерская, которая, согласно данным базы «Контур. Фокус», оформлена на ФИО Фаязова — примечательно, что электронный адрес ООО содержит слово «свободен». Мы обратились к отцу Нафикова, чтобы уточнить, узнает ли он убийц сына.
«Да, Насиров погиб на СВО, а Фаязов на свободе, — сказал UFA1.RU Фандавис Нафиков. — Я не держу на них зла. В той истории они сами и пострадали. Они были молодыми парнями, у них ничего не было, их купили, грубо говоря, за похлебку — они отдали столько лет своей жизни за копейки».
Он по-прежнему настаивает, что убийство его сына было политическим. По его мнению, топорно составленный и столь же грубо исполненный план показывает, как инициаторы торопились — лишь бы Илдар не успел возглавить горсовет.
«Если бы его убили уже после избрания, тогда резонанс был бы мощнее, и делом занимались бы московские следователи, которых уже не купишь. А если не убили бы, то сын занял бы должность и, во-первых, не позволил бы воровать, а во-вторых, получил бы доступ к сведениям обо всех их схемах. Договориться с ним было невозможно — так уж он был воспитан, с детства спрашивал: „Папа, почему они воруют? Как так можно?“», — вспоминает Нафиков-старший.
Компании Илдара ныне уже не действуют. Они перешли его отцу, который их в течение нескольких последующих лет закрыл. После смерти сына Фандавис Нафиков сам стал депутатом и восемь лет заседал в агидельском горсовете. Он, как и его сын, тоже не всем среди властей, мягко говоря, пришелся по вкусу.
«Непросто это было. Я нанял охрану, вооружился, чтобы все понимали, что меня уж просто так не возьмешь», — рассказал он UFA1.RU.
В 2021 году Фандависа Нафикова наградили почетным знаком за заслуги перед городом. Как указано на сайте местной администрации, он решал проблемы жителей, помогал и оказывал спонсорскую помощь. Также он довершил отделочные работы в мечети, которую начинал строить Нафиков-младший, назвали ее «Илдар».
«Верите вы в Бога или нет, но, думаю, должны согласиться — мир так устроен, что за всё рано или поздно надо платить. Я не собирался требовать ответа за смерть своего сына методами убийц, это был бы им подарок — пусть живут и получают наказание от самой своей неправедной жизни. Все эти годы я слежу за каждым из них и убеждаюсь, что их, так или иначе, наказывает сама судьба», — пояснил Фандавис Нафиков.

Мечеть в Юсупово, которую построили Нафиковы
Вспоминается также, как 2024 году полицейские предотвратили заказное убийство бывшего мэра Уфы. Подробности других криминальных историй читайте в специальной рубрике UFA1.RU.



