
Руководитель стройфирмы с объектами по всей России Алексей Афонский под арестом
Арест подрядчика по реконструкции аэропорта в Башкирии обсуждают представители строительной отрасли по всей России. Многолетняя история компании берет начало с легендарного «Мостотреста», в ее портфолио — сложные миллиардные объекты в разных частях страны, а руководители пользовались доверием высокопоставленных чиновников.
Чем известна «Альмакоргруп» и на каком объекте споткнулся ее руководитель Алексей Афонский — в материале UFA1.RU.
Афонского арестовали на этой неделе по подозрению в мошенничестве. Три года назад его компания подрядилась реконструировать аэропорт в Абзелиловском районе и получила аванс 6,1 миллиарда рублей, однако в ходе работ госзаказчик расторг договор «в связи с неоднократными нарушениями условий договора» и потребовал деньги назад.
Речь про аэропорт Магнитогорска. Это город Челябинской области у границы с Башкирией, а его воздушная гавань построена на территории соседней республики. Сюда в 2021 году, когда в регионах полыхали лесные пожары, прилетал президент Владимир Путин.

К слову, директора аэропорта посадили
Как подозревают следователи, фирма Афонского предоставила заказчику акты выполненных работ с завышенными объемами, а аванс вернуть не могла. «Часть была похищена обвиняемым, которой он распорядился по своему усмотрению», — отметили в пресс-службе управления Следственного комитета РФ по Башкирии.
В «Альмакоргруп» никак не прокомментировали дело. Компания затихла еще с прошлого года, когда после череды исков оказалась под угрозой банкротства. Она состоит в реестре недобросовестных поставщиков, но еще в начале 2024-го отчитывалась об успехах и казалась одной из самых надежных строительных компаний.
Как отмечается на сайте «Альмакор», ее история берет начало с 1991 года — с создания фирмы «Импульс М». Ее учредителем тогда выступал «Мостотрест», который организован на базе появившегося еще в начале прошлого века строительного гиганта.
В советские годы эта махина построила сотни масштабных объектов по всему Союзу. После развала страны «Мостотрест» был преобразован в акционерное общество, оставаясь одной из крупнейших строительных компаний в стране. Наиболее знаковый ее объект за последние годы — Крымский мост.
В 1990-х «Мостотрест» вышел из состава учредителей «Импульс М», но сохранял при этом статус одного из акционеров. В 2004 году «ИМ» провел реорганизацию и ребрендинг, став тем самым «Альмакором», а точнее «Альмакоргруп». Спустя 8 лет доли компании были распределены между Сергеем Вершининым, который был в компании со времен «Импульса», а также Михаилом Лаврентьевым и Алексеем Афонским.

Сергей Вершинин
Год за годом фирма наполняла портфель заказами всё большей и большей сложности, а с 2020-го ее финансовые показатели резко выросли. География работ впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Калужская, Тверская, Рязанская, Новгородская, Свердловская и Челябинская области, Республика Мордовия, Пермский край. К 2024-му выручка «Альмакоргруп» достигла 29,5 миллиарда рублей, но вдруг за тот же год, согласно отчету по «Контур.Фокус», снизилась на 77%.
Двумя годами ранее 100% доли компании перешли одноименному акционерному обществу. Списка бенефициаров в открытых источниках не найти, но директор «новой» организации — знакомый уже нам Михаил Лаврентьев. Это давний партнер Алексея Афонского. В «Контур.Фокусе» значится не одна и не две фирмы, в которых оба указаны как руководители или владельцы. Еще в 2004 году они вместе основали компанию «Миксон», которую исключили из реестра юрлиц лишь в 2016-м.
Сергей Вершинин тоже в команде. Он, как и партнеры, вышел из состава учредителей нескольких общих фирм, но по-прежнему значится руководителем еще одной «дочки» АО «Альмакор». Алексей Афонский же находится под стражей, суд в Уфе назначил арест до 10 мая. После начала расследования дела магнитогорского аэропорта ему предъявили обвинение по статье «Мошенничество в крупном размере». Согласно Уголовному кодексу, бизнесмену может грозить до 10 лет лишения свободы.

Афонский (слева) отчитывается о строительстве моста за 5 миллиардов рублей
Еще до «приземления» в Магнитогорске возникли к бизнесмену и его компании претензии в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. В последнем «Альмакоргруп» построила мост почти за 5 миллиардов рублей. В 2021-м тагильский мэр Владислав Пинаев говорил, что работы идут с опережением графика. Спустя год на открытии Евгений Куйвашев, который тогда руководил Свердловской областью, хвалил строителей и обещал награды. Но контракт до сих пор остается в статусе лишь «частично исполненного».

Афонский показывает свердловскому губернатору (слева) объект на 8,2 миллиарда
В Екатеринбурге «Альмакоргруп» подрядилась построить дорожную развязку за 8,2 миллиарда рублей, но летом прошлого года работы прекратились. Статус госзакупки тот же — «исполнение прекращено, частично исполнено». Похожая ситуация с пешеходным переходом в Москве (370 миллионов) и станцией метро «Петровско-Разумовская» (1,5 миллиарда).

Собянин инспектирует работу Афонского и его компании на объекте в Москве
Стоит также отметить, что «Альмакоргруп» была подрядчиком у «Автодора», чьи трассы прорезают всю Россию. Компания занималась строительством на М-1 «Беларусь», а до 2023 года активно нанимала сотрудников под работы на башкирском участке М-12. Там, напомним, тоже возник скандал, но уже с другой фирмой, она оказалась под уголовным преследованием из-за многомиллионных невыплат.
Сейчас все ранее объявленные вакансии в «Альмакоргруп» закрыты, на счета компании наложены ограничения, рассматривается серия исков от поставщиков и заказчиков в арбитраже, а также претензий по трудовым спорам в районных судах. По указанным на сайте номерам никто не отвечает (в том числе с горячей линии департамента экономической безопасности).