Криминал истории «Самолет взлететь не может»: как две советские стюардессы спасли пассажиров от дезертиров из Уфы

«Самолет взлететь не может»: как две советские стюардессы спасли пассажиров от дезертиров из Уфы

История теракта, произошедшего 37 лет назад и потрясшего всю страну

Власти признали, что стюардессы выполнили 90% работы

Захват самолета в 1986 году в Уфе — та часть истории, о которой нередко вспоминают. Одна из причин — множество версий и теорий произошедшего, которые начали активно гулять из-за отсутствия официальной версии событий. Но всё изменилось спустя 37 лет, когда ФСБ Башкирии решила обнародовать данные дела. Теперь, соединив воедино рассказ экс-сотрудника КГБ Анатолия Коцагу и раскрытые материалы показаний другого силовика, Агляма Мингазова, который поговорил с репортерами телеканала «Россия 1», можно сделать более полную картину тех событий.

Мечта срочника

Главные действующие лица: 20-летний младший сержант Николай Мацнев, 19-летний рядовой Сергей Ягмуржи, 19-летние рядовые Александр Коновал и Игорь Федоткин. Все они проходили срочную службу в Уфе, однако были уроженцами разных городов. Коновал, например, из Украины, Федоткин — из Ташкента.

Во время службы они часто мечтали о жизни в странах Европы и США — сказывалось, по мнению Коцагу, влияние просочившихся через «железные жалюзи» западные ценности. В какой-то момент разговоры между солдатами стали заходить слишком далеко, вплоть до призыва к радикальным действиям. Срочная служба слишком им не нравилась. В итоге рядовые под началом сержанта Мацнева придумали план, который исполнит их мечты.

Оба террориста вошли в историю как одни из самых неумелых и бесчувственных. Ягмуржи — слева, Мацнев — справа

Согласно обнародованным данным, солдаты собирались захватить самолет в уфимском аэропорту, причем им было без разницы, что это будет за борт. Главное — цель, покинуть СССР. Срочники готовы были прорваться за кордон с боем. Для этого они разделились на две команды. Членом второй числился один Федоткин. Он должен был угнать бронетранспортер, объединиться с оставшимися сослуживцами и штурмом взять посадочную полосу.

О плане солдат знали еще двое их сослуживцев, однако в активных действиях они не принимали участия. Идею Мацнев и его команда выдерживали долго, пока не наступил тот самый день, когда всех их одновременно поставили в наряд. Всё выходило идеально, ведь за это время они успели пройти подготовку по действиям в случае захвата самолета (план «Набат»), узнали схему аэропорта и вызубрили все действия.

День захвата

В день, когда участники плана заступили в наряд, на календаре было 20 сентября 1986 года. Среди команды не было одного — Федоткина. В этот момент он находился в деревне Подымалово недалеко от аэропорта. Он должен был угнать из парка бронетранспортер, а затем встретиться с командой. Остальные члены группы должны были добраться на такси до места встречи.

Мацнев, Ягмуржи и Коновал без проблем покинули часть — они были единственными, кто не спал, поэтому остановить их было некому. Перед этим они прихватили из оружейной пулемет, автомат и снайперскую винтовку. На улице они поймали такси и наказали водителю ехать на место встречи. В ту ночь лил проливной дождь, указывается в документах.

В те времена на выезде из города в сторону аэропорта стоял круглосуточный пост ГАИ, и ночью автомобили зачастую останавливали для проверки. Водитель такси убедил дезертиров, что дальше лучше двигаться на частной машине, потому что такси обязательно досмотрят на посту. Те не послушали. Правоохранители скомандовали «Волге» остановиться. Тогда нервы у солдат сдали, и они открыли огонь по авто.

Дезертиры выпустили по машине около 60 пуль, милиционеры стали их первыми жертвами. Единственный, кто так и не осмелился открыть огонь, стал Коновал. Как только сослуживцы отстрелялись, он выбежал из такси и отправился бродить вдоль дороги. Бывшие сокомандники не стали от него избавляться и наказали таксисту ехать дальше, до аэропорта — ехать до деревни уже было некогда.

Тот самый дострелянный автомобиль
Погибшие милиционеры были награждены посмертно

Мацнев и Ягмурджи вновь сели на такси и поехали в сторону аэропорта, куда добрались в пятом часу утра. У них была мысль убить таксиста, но ему удалось уговорить дезертиров не делать этого. Через 15 минут водитель обратился к милиционерам, стоящим у входа в аэропорт с просьбой о помощи, однако те решили отвезти его в ближайшую часть, покинув пост охраны и дав дезертирам возможность пробраться внутрь.

В этот момент на посадочную полосу для дозаправки приземлился пассажирский Ту-134, летевший рейсом Львов — Киев — Уфа — Нижневартовск. На борту находились 76 пассажиров и 5 членов экипажа. Солдаты знали схему аэропорта и смогли попасть на стоянку. В 4 часа 43 минуты утра дезертиры забежали на борт самолета и заблокировали вход.

Не все пассажиры сразу поверили в происходящее. Один из них, вахтовик Александр Ермоленко, попытался усмирить захватчиков, однако те убили его на месте. В процессе смертельно ранили еще одного — Ярослава Тиханского. Так как опыта в стрельбе у солдат было мало, то во время стрельбы одна из пуль повредила фюзеляж самолета. Тогда-то и случился поворотный момент.

Две женщины и куча спасенных жизней

После пробития фюзеляжа солдаты запаниковали. Это заметили две стюардессы — Сусанна и Елена. Они сказали захватчикам, что с такой поломкой самолет не полетит. Конечно же, это была ложь, в которую те поверили. В этот момент дезертиры начали терять надежду.

— Говорили террористам, что самолет взлететь не может, так как стрельба повредила системы управления и произошла разгерметизация обшивки, нужен ремонт. [Надо было] потянуть время максимально, чтобы те устали, вымотать их, обезвредить в конце концов, — рассказывал UFA1.RU бывший сотрудник КГБ Анатолий Коцагу.

Между тем террористы, знавшие, как может действовать группа захвата, переоделись в гражданскую одежду, всех оставшихся пассажиров рассадили в зоне своей видимости, заблокировали аварийные люки и заклеили глазок двери в кабину пилотов. Потом одна из стюардесс незаметно сняла наклейку.

За это время к аэропорту успели стянуться спецназ и КГБ. Пока силовики продумывали план штурма, стюардессы предложили захватчикам вызвать техника, чтобы тот осмотрел и залатал пробоину. В этот план удачно вписался Коцагу, который замаскировался под бортинженера и прошел внутрь борта. Параллельно с этим силовики вели переговоры через командира экипажа. В результате трижды освобождались заложники: вначале отпустили трех женщин с двумя детьми, потом — основную массу пассажиров. Произошло это после того, как бортпроводницы сказали, что это поможет убрать лишний вес, мешающий взлету.

Когда террористы убедились в поломке самолета и осознали крах своего плана, то попросили у силовиков наркотики, а позже и яд. Силовики им предоставили первое. Позже выяснится, что оба солдата активно сидели на веществах, которые покупали у сослуживцев.

— Не знаю, какие конкретно наркотики дали. Врач там что-то намешал. Они столько времени на ногах были, устали и не спали. Ягмуржи от наркотиков потерял сознание, а Мацнев, который был, кстати, наркоманом, стал метаться по салону, — отмечал Анатолий.

Когда на борту самолета остались только террористы, начался штурм. Поскольку люки были заблокированы, сотрудники подразделения «Альфа» проникли на борт через форточку в пилотской кабине. Мацнев пытался открыть огонь из автомата, но был убит. Во время перестрелки одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмуржи. Позже ее ампутировали. Штурм, кстати, занял всего 20 секунд, хотя ранее активно распространялась версия, что 8.

Фото штурма самолета

Одно лекарство — смерть

Параллельно с этим развивалась и другая история — сбежавшего от сослуживцев Коновала. Сразу после того, как сбежал, он остановил КАМАЗ и попросил шофера довезти его до деревни Подымалово, где его ждал Федоткин. Последний же сам раздумал угонять БТР, поэтому до последнего ждал своих братьев по оружию.

К удивлению Федоткина, на место встречи прибыл лишь Коновал, который и поведал, что произошло. После пламенной речи солдат поймал паническую атаку, боясь, что его отдадут под трибунал и казнят. Такой участи он не хотел, поэтому попросил Федоткина убить его. Но тот отказался.

Коновал крайний справа

После этого Александр Коновал спрятался в одном из домов, сказав хозяевам, что находится на учениях. Когда утром дом окружили военные, Коновал хотел покончить с собой, но его спасли врачи.

Преступление и наказание

За теракт арестовали шесть человек: Ягмуржи, Коновала, Федоткина и еще трех солдат — за укрывательство преступления. Ягмуржи свою вину не признал и не раскаялся, выражая сожаление лишь в том, что не довел дело до конца. Решением суда он был признан виновным и приговорен к смертной казни через расстрел.

Коновал избежал расстрела и получил 10 лет тюрьмы, поскольку не участвовал в захвате самолета. Других наказали сроками от двух до шести лет. Стюардесс Елену Жуковскую и Сусанну Жабинец за мужество наградили орденами.

— Чем сейчас они (освободившиеся преступники. — Прим. ред.) занимаются, не знаю, но думаю, что живут уже в разных странах. Надеюсь, что они не остались без внимания для правоохранительных органов своих государств, — делился Анатолий.

Всего история теракта заняла 22 тома, в которых по крупицам восстановили хронологию событий того дня. В то время в СССР еще не были готовы к таким терактам. Спецназ долго не мог получить одобрения на штурм. После многие правила отменили, но это происшествие запомнится еще надолго.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем