Семья из села Малояз Салаватского района потеряла 19-летнего сына — Антон ушел из дома и не вернулся. Нашли его только через месяц погибшим, причем парня уже успели похоронить как неопознанного бродягу. После эксгумации родители хотели лишь одного — похоронить сына по-человечески. Но земле они предали, как потом выяснилось, чужого человека. Родители уверены: покойных перепутали в уфимском морге, они собираются подать на организацию в суд.
Подробности истории корреспонденту UFA1.RU рассказали родители погибшего Антона.
Пропавший без вести
19-летний Антон Сергеев ушел из дома вечером 21 мая прошлого года, домой так и не вернулся. Родные написали заявление в полицию, обратились за помощью к волонтерам, но нашли сына только в июне погибшим и уже похороненным.
— Нам из соседнего села Месягутово (село находится в 53 километрах от Малояза. — Прим. ред.) позвонили и пригласили на опознание по фотографии и вещам. Вещи мы признали, а по фотографии — нет, там вообще нечетко было. Нам сказали, что он уже закопан как неопознанный труп, показали, где он лежит, — рассказала мама парня Ольга.
Родители потребовали провести эксгумацию — их единственным желанием было похоронить сына по-человечески. Но сразу это сделать не удалось — подтверждать личность Антона силовики предложили через экспертизу ДНК и взяли у родителей биоматериал.
— Заявление на эксгумацию мы смогли написать только после того, как пришли результаты экспертизы — 29 июля, — говорит Ольга.
Мог служить в элитных войсках
Когда тело выкапывали из земли, Ольга и ее супруг Сергей присутствовали на кладбище. Со слов матери, повреждений на теле сына не было. Женщина заметила на большом пальце левой руки шрам, который был и у Антона, — он поранился, когда рубил дрова. Единственное подозрение вызывала дырка, которую родители обнаружили на голове.
— Когда мы его обмывали, он весь был цел, но на голове была дыра, словно чем-то проломлена, — рассказывает Ольга.
Странности начались, когда родители взглянули на причину смерти сына: согласно результатам экспертизы, которую провели перед тем захоронить парня без ведома родных, Антон умер от сердечной недостаточности. И ни о какой дырке на голове, как уверяют родители, в заключении патологоанатома не было ни слова.
По уверениям родителей, на сердце Антон никогда не жаловался. Напротив, незадолго до исчезновения он проходил медкомиссию для армии, и врачи определили его годным к военной службе, даже записали в категорию «А», что означает состояние «абсолютного» здоровья. Такие призывники могут рассчитывать на прохождение службы в элитных воинских частях — в морской пехоте, ВДВ, воздушно-космических силах, подводных частях ВМФ.
Тогда Сергеевы настояли на повторной экспертизе.
— После эксгумации тело сына отвезли в Уфу, в морг на Цветочной. А уже 30-го, когда его забирали, мы попросили, чтобы нам его показали. На что нам ответили: «Он весь замотанный, в бинтах, вам не стоит его открывать». И выгнали нас. Потом нам отдали его уже в мешке, в гробу. И здесь, в Малоязе, мы его похоронили, — вспоминает Ольга.
Результаты повторной экспертизы родители получили только в 2019 году. Ее выводы подтвердили результаты первой: смерть от сердечно-сосудистой недостаточности. Зато появилось описание перелома носа. Смерть Антона признали криминальной, говорят родители, было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». А про дырку в голове в экспертизе — опять ни слова.
Родители решились на третью экспертизу, но поскольку местным специалистам уже не доверяли, заказали ее в Челябинске.
«Даже в кино такого не видела»
Второй раз тело Антона извлекли из земли 30 августа этого года.
— Когда мы открыли гроб, там был вообще не наш сын. Во-первых, завернут по-мусульмански. Рост. Наш был 192 см, а этот примерно 170. У нашего был 47-й размер ноги, мы обувь делали ему на заказ, а у этого 40–42-й размер. Черные волосы. Все зубы целы. А у нашего на левой стороне не было одного зуба, ему его выдергивали, — говорит Ольга. — Этого человека достали, он лежит в месягутовском морге. А наш — мы не знаем, где. Вот такая история. Даже в кино такого не видела…
Ольга вспомнила, что в день, когда тело их сына доставили в Уфу в морг на Цветочную, в помещении была еще одна семья.
— В этот день были две эксгумации. Там стояли мужчина и женщина, из какого они района, мы не спросили — сами понимаете, такое состояние у нас было… И они рассказали, что тот человек был похоронен в ноябре. Тому было лет 40, не молодой парень, — говорит Ольга.
— Тело практически год лежало и не испортилось, невозможно ошибиться, он как будто недавно умер, — включается в разговор Сергей, кроме того, мужчина считает, что документы экспертизы были подделаны.
Сергеевы просят откликнуться пару, которую они повстречали в морге на улице Цветочной в Уфе 29 июля 2018 года, — супруги предполагают, что они могли по ошибке похоронить их сына. Спускать ситуацию на тормозах супруги не собираются: они наняли двух адвокатов и ждут результатов повторной экспертизы ДНК, чтобы отправиться с ними в суд и призвать морг к ответу.
«Опознать почти невозможно»
В городском морге на улице Цветочной, 2 утверждают, что таких абсурдных ситуаций и путаниц в море быть не может в принципе.
— Перепутать труп вряд ли возможно. У нас судебно-медицинское учреждение, соответственно, здесь очень четко ведется документация, и что кому принадлежит, все фиксируется, — пояснила корреспонденту UFA1.RU начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы Александра Орловская. — Они привезли гнилостно-измененное тело, оно не может храниться вечно. Опознать его, когда мягкие ткани уже разложились, почти невозможно.
Точку в этой ситуации должна поставить экспертиза, результаты которой должны быть готовы уже на этой неделе.
Экспертизу делают в другом регионе
Параллельно обстоятельства случившегося с тело молодого человека выясняют и в республиканском следкоме.
— Назначена биологическая экспертиза методом исследования ДНК с целью идентификации личности тела эксгумированного мужчины, а также комплексная судебно-медицинская экспертиза, которая направлена в экспертное учреждение другого региона с целью установления причины смерти. Проводятся иные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств смерти мужчины, — сообщил старший помощник руководителя следкома РБ по взаимодействию со СМИ Евгений Каневский.
Мнение юриста
— В первую очередь родственникам, которые заподозрили, что им выдали тело не того человека, следует обратиться с заявлением в Следственный комитет, — говорит юрист Роман Петров. — Морг — это федеральное учреждение. Оно назначает экспертизу ДНК, и если факт подтвердится, то это причина для возбуждения уголовного дела по статье «Халатность». А какие меры примут к виновнику — уже частный вопрос. Но это в том случае, если вина будет доказана.
Если вы были в морге на Цветочной в один день с Сергеевыми и узнали себя в тех, о ком рассказала Ольга, ждем ваши сообщения на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7–987–101–84–78.