Российские авиакомпании получили право продавать билеты по невозвратным тарифам. Этой возможностью уже воспользовались ряд крупных авиаперевозчиков, переведя ряд экономтарифов в невозвратные, что может стать неприятным сюрпризом для путешественников. Тем временем на очереди – железнодорожные перевозки.
«Да! Теперь решено. Без возврата...»
Право продавать билеты по невозвратным тарифам российские авиаперевозчики получили в июне этого года. Соответствующие изменения были внесены в Воздушный кодекс РФ. Цель изменений – сделать перелеты более доступными за счет отсутствия риска возврата большей части за билет пассажиру, который передумал лететь и заранее сообщил перевозчику.
Этой возможностью уже воспользовались ряд крупных российских перевозчика. В частности, как сообщила Транспортная клиринговая палата, свои некоторые тарифы в категорию невозвратных перевели Аэрофлот и Трансаэро (с 1 июля этого года). В частности, невозвратными стали тарифы «Бюджет» и «Промо» Аэрофлота, и тарифы Promo, «Туристический» и «Дисконт» Трансаэро.
Аналогичные изменения ввел и S7 Airlines. Как рассказали корреспонденту в контакт-центре авиакомпании, с 24 июня все авиабилеты тарифа «Эконом» становятся невозвратными. Единственное, что может сделать владелец билета, – перебронировать, то есть перенести дату вылета. Эта услуга также будет платной (одна тысяча рублей), но сделать это возможно до окончания регистрации пассажиров на рейс. К сожалению, альтернативы у экономного путешественника нет. Для сравнения, возвратный билет (другого тарифа) обойдется в три раза дороже.
К сожалению, такое новшество может стать неприятным сюрпризом для путешественников, приобретающих билеты через сайты перевозчиков. Дело в том, что авиакомпании публикуют тарифные правила только на английском языке, именно здесь и прописано условие невозвратности.
Три уважительные причины
«В настоящее время Воздушным кодексом РФ не предусмотрен обязательный возврат авиаперевозчика стоимости авиабилетов за исключением каких-либо случаев», – разъясняет директор юридической компании «Бизнес консалтинг» Алексей Мотылев. По словам эксперта, исключениями могут быть болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, а также в связи с задержкой отправления воздушного судна. При этом в первых двух случаях пассажир должен будет уведомить перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на рейс и предоставить документы, подтверждающие причину отказа.
«Если пассажир решил просто отказаться от поездки и вернуть деньги за билет, то это у него, скорее всего, не получится, так как действующее законодательство позволяет авиавперевозчикам включать в договоры перевозки условия о том, что при отказе пассажира от поездки, деньги не возвращаются ни в каком случае, за исключением названных выше, – говорит он. – Если же договор перевозки пассажира предполагает возврат денег за билет, тогда сделать такой отказ от поездки пассажир должен на позднее, чем за 24 часа до регистрации на рейс».
На очереди – поезда
Добавим, аналогичные нововведения в скором времени ожидают и любителей ездить на поезде. Проект, согласно которому устанавливаются специальные тарифы на невозвратные железнодорожные билеты, уже внесен в Госдуму. Предполагается, что право продавать невозвратные билеты позволит федеральной пассажирской компании дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить билеты по существенно сниженной цене.
«Это позволит снизить цены, поскольку риск убытков, которые связаны с любым возвратом билетов – а, естественно, это всегда происходит, потому что далеко не все билеты можно продать снова, – раньше включался в конечную цену билета», – считает премьер-министр Дмитрий Медведев.
Однако и здесь есть ложка дегтя. Билеты в плацкарт уже дотируются государством, поэтому, скорее всего, коснется такое снижение цены только купейных вагонов и СВ.