Бизнес Средний класс боится Интернета и увольнений

Средний класс боится Интернета и увольнений

Типичный представитель российского среднего класса тратит почти половину своего дохода на еду и планирует в ближайшее время сменить автомобиль. Он продолжает покупать пиво в киосках, не доверяет интернет-магазинам и боится сокращений.

Аналитики Sberbank CIB представили результаты очередного исследования всероссийского индекса доверия потребителей – «Потребительский индекс Иванова». В обзоре рассматривается динамика потребительских расходов, сбережений и доверия в целом по стране за последние два месяца.

Большое беспокойство у Иванова вызывает возможность потерять работу: боятся увольнений около 37% респондентов. Как показал опрос, эти опасения небеспочвенны: только порядка 10% респондентов из числа компаний увеличивают численность персонала, а половина (50%) и вовсе либо увольняют сотрудников, либо не нанимают новых на освободившиеся должности.

В опросе приняли участие 2300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 тысяч жителей. Погрешность составляет менее 2%. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.

Рост зарплат у типичных Ивановых ниже, чем следует из официальных данных статистики: они практически не изменились по сравнению с прошлым годом (тогда как Росстат заявил о росте доходов в апреле на 11,8% по сравнению с апрелем 2012 года). При этом порядка 40% своего дохода Иванов тратит на еду, 16% – на коммунальные услуги, 11% – на одежду и 7% – на обслуживание долга, а чуть более 10% своего дохода откладывает в сбережения.

Большинство представителей российского среднего класса считают, что сейчас неподходящее время для крупных покупок, при этом почти половина (44%) планируют сменить автомобиль в ближайшие два года.

Все больше внимания типичный Иванов обращает на уровень цен: 57% респондентов считают привлекательную цену ключевым фактором при принятии решения о покупке (в январе такого принципа придерживались 46%).

6% российских Ивановых по-прежнему продолжают покупать пиво в ларьках, некоторые стали покупать его в сетевых магазинах.

Еще одна характерная черта Иванова – он не делает покупки в Интернете, в основном, из-за недоверия. Для тех, кто все же выбирает интернет-магазин, ключевым ориентиром является узнаваемость бренда, а решение все равно принимается исходя из цены товара.

Сколько же Ивановых в России? Презентуя индекс, аналитики Сбербанка отнесли к среднему классу более половины российских домохозяйств. «Исходя из определения среднего класса по ОЭСР, 55% российских домохозяйств уже принадлежат к этому социальному слою по сравнению с 30% в Бразилии, 21% в Китае и 11% в Индии, – констатируют исследователи. – К числу обеспеченных – с доходом выше $50 тысяч в год – принадлежит 15% российских домохозяйств по сравнению с 5% в Бразилии, 2% в Китае и 1% в Индии».

Некоторые эксперты называют другие цифры. Так, по мнению директора по продажам представителя ЗАО «Финам» в Уфе Руслана Валиева, средний класс в России есть, но его доля гораздо ниже 50%. «Средний класс для каждого свой. Для кого-то это огромный пласт людей, находящихся между бездомными и миллиардерами из списка Forbes. Я считаю, что все-таки нужно определять принадлежность к среднему классу более узко. А именно, это прежде всего те, кто не просто имеет собственное жилье и автомобиль, но и без затруднений откладывает до 80% своего дохода и в разумные сроки (до одного года) способен задумать и приобрести новый автомобиль выше среднего класса либо объект недвижимости (пусть и экономкласса)», – считает эксперт. По его словам, доля среднего класса по стране в целом составляет 15–20%, и это самые оптимистические цифры. «Да, его доля растет, но крайне низкими темпами, – говорит Руслан Валиев. – Сегодня средний класс не является основой нашего общества, что негативно сказывается на общей экономической и политической картине».

Фото: Фото с сайта American.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем