По результатам исследований Ассоциации факторинговых компаний первое место по количеству новых клиентов, привлеченных за девять месяцев 2012 года, заняла факторинговая компания «Лайф». Компания привлекла 606 новых клиентов, что составило 25% от общего числа новых клиентов, которые привлекли все факторинговые компании России за этот период. По словам коммерческого директора ФК «Лайф» Евгения Родионова, компании удалось стать лидером рынка благодаря ориентации на работу с малым и средним бизнесом (МСБ) и внедрению новой услуги «нанофакторинг».
ФК «Лайф» является крупнейшим на рынке фактором, специализирующимся на сегменте малого и среднего бизнеса. По данным РА «Эксперт», в 2011 году ФК «Лайф» стала лидером рынка по числу обслуженных клиентов МСБ со значительным отрывом от конкурентов. Тренд последних лет – увеличение доли малого бизнеса в структуре факторинговых сделок. Факторинг и задумывался как инструмент развития бизнеса с малой базы. Суть факторинга заключается в непрерывном финансировании оборотного капитала.
Факторинг – это форма беззалогового финансирования поставок, осуществляемых на условиях отсрочки платежа. Компания уступает фактору право требования задолженности со своих покупателей и в течение нескольких дней после отгрузки получает до 90% стоимости поставки. Факторинговая компания – посредник между поставщиком и покупателем – дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику – получить основную часть оплаты за товар сразу после его отгрузки. Компаниям, у которых нет проблем со сбытом, факторинг позволяет увеличивать обороты до бесконечности – и таким образом вырасти многократно за короткое время.
Ситуацию в Уфе комментирует руководитель регионального центра ФК «Лайф» в Уфе Дмитрий Егоров. «Рынок факторинга в Башкирии демонстрирует бурный рост. Пока это происходит в большей степени за счет роста финансирования крупных корпоративных клиентов, хотя факторинг является наиболее удобным инструментом финансирования именно малого и среднего бизнеса. Мы прогнозируем высокую востребованность факторинга на рынке республики и положительную динамику роста спроса на данную услугу среди компаний МСБ. В частности, за счет расширения границ применения факторинга в скрытой его форме (без подписания уведомления) и нанофакторинга, предлагаемого нашей компанией, – говорит Дмитрий Егоров. – Данный сегмент клиентов, несмотря на небольшие размеры сделок, имеет ряд преимуществ. Во-первых, малый бизнес быстро масштабируется и качественно растет благодаря факторингу. Фактор не сдерживает этот рост, как это делают банки в рамках кредитования. Факторинговая компания заинтересована в развитии клиентов, так как растет вместе с ними».
Несмотря на особенно высокую эффективность именно в сегменте малого бизнеса, до недавних пор факторинг не был доступен начинающим предпринимателям. Их запрос на финансирование часто оказывался ниже минимальных лимитов, установленных в факторинговых компаниях (большинство факторов оперируют сделками минимум в несколько миллионов рублей). В августе 2012 года факторинговая компания «Лайф» первой на рынке отменила нижний порог финансирования. Услугу для самых небольших предприятий назвали нанофакторинг.
В рамках нанофакторинга начинающий предприниматель может в течение двух дней получить заемное финансирование на сумму до 600 тысяч рублей. Принятие решения о выдаче происходит прямо на встрече по итогам часового интервью персонального менеджера с клиентом. Из документов от компании или индивидуального предпринимателя требуется минимальный набор: паспорт генерального директора, выписка и банковская карточка. Быстрое принятие решения стало возможным благодаря технологии персонализации, применяемой во всех учреждениях финансовой группы «Лайф».
Типичный клиент, обращающийся к услуге нанофакторинга, – малый бизнес в области торговли и FMCG, с оборотом до двух миллионов рублей в год и численностью сотрудников до 10 человек. Это небольшие хозяйства, торговцы сезонной продукцией, для бизнеса которых критически важно быстрое пополнение оборотных средств в пиковый сезон. Для таких компаний факторинг доступнее других способов заемного финансирования, так как фактор оценивает не финансовое состояние и качество залогов клиента, а надежность его дебиторов и историю деловых отношений. Так, небольшая компания может получить от фактора лимит на финансирование по факторингу в адрес надежного дебитора (например, крупной розничной сети), который был бы недоступен ей при кредитовании.
Клиенты рекомендуют
Директор ООО «Чайная компания «Теастан» Александр Малыгин: «Наша компания пользуется услугами факторинговой компании «Лайф» с августа 2011 года. За это время ФК «Лайф» зарекомендовала себя как надежный партнер, предлагающий качественные инструменты для развития нашего бизнеса, в том числе скрытый факторинг. К сильным сторонам факторинговой компании «Лайф» относится гибкость подхода и оперативное принятие решений. Специалисты факторинговой компании «Лайф» оперативно решают возникающие в процессе работы вопросы и предлагают решения, заточенные под потребности конкретно нашей компании. Начав применять факторинг в финансовой деятельности, мы получили возможность брать государственные заказы с длительной отсрочкой платежа. Мы готовы рекомендовать факторинговую компанию «Лайф» как надежного и сильного финансового партнера».
Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА