Демпинг на рынке аудиторских услуг, эффективность СРО и разбирательства УФАС становятся проблемой этой отрасли. О правовых аспектах аудита и тенденциях его развития нашему сайту рассказал генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин.
– Егор Александрович, УФАС в этом году не раз возбуждало дела по вопросу конкурса на выбор аудиторских фирм. С чем связано такое внимание ведомства? И действительно ли аудиторские компании допускают серьезные нарушения при подготовке документов к конкурсному отбору?
– С учетом того, что каких-либо серьезных нарушений в рамках проверок, о которых идет речь, выявлено не было, могу предположить, что они осуществлялись в плановом режиме. На самом деле, до конца не ясно, почему представители УФАС обратили внимание на эти закупки, потому что суммы контрактов в тех конкурсах были ничтожно малы. И не понятно, почему УФАС вдруг потратило на них столько сил и ресурсов.
Основная задача проверок заключалась в том, чтобы определить, насколько организованные заказчиками конкурсы соответствовали установленным требованиям. А уровень подготовки документов, заявленных аудиторами, не оценивался. Конечно, не все аудиторы отличаются безупречным оформлением конкурсных заявок. Но в случае, если аудиторские компании допускают серьезные нарушения, их заявки просто отклоняются организаторами конкурса.
– А насколько актуальна проблема присутствия на рынке недобросовестных специалистов?
– Не могу сказать, что эта проблема является для отрасли глобальной. В нашей сфере специалисты стараются поддерживать планку профессионализма на должном уровне. «Лишних людей» в аудите не много. И сегментация рынка происходит чаще всего по таким параметрам как спецификация и уровень квалификации.
К сожалению, нередки случаи, когда компании ведут себя недобросовестно, сознательно занижая цены на свои услуги. Чаще всего они руководствуются какими-то своими локальными интересами.
– То есть демпинг на рынке аудиторских услуг – распространенное явление?
– В настоящее время демпинг является серьезнейшей проблемой для развития рынка аудита, решить которую, на мой взгляд, можно двумя способами. Во-первых, через СРО это можно сделать с помощью развития контроля качества аудиторской деятельности, введения единых подходов к формированию цены, отстаивания интересов аудиторов и через некоторые законодательные инициативы.
Но в настоящий момент, к сожалению, на практике саморегулирование не работает. Второй способ – через самих клиентов. Они должны понимать, что дешевого аудита не бывает. Можно сказать, что в последнее время ситуация в этом направлении меняется. Клиенты начинают серьезней подходить к выбору аудитора. И рынок постепенно выстраивается.
– Каков сейчас уровень конкуренции среди аудиторов?
– Уровень конкуренции на рынке аудиторских услуг традиционно высок. С принятием нового законодательства, предусматривающего введение института СРО, он несколько ослаб, ввиду того, что совсем небольшие компании попросту ушли с рынка. Остались в основном средние и крупные игроки, которым нередко приходится конкурировать между собой. Эта тенденция начала проявляться еще в 2011 году и в 2012 году получила свое подтверждение.
– Минфин предлагает аудиторам «стучать» на нерадивых клиентов. Насколько это соответствует принципу аудиторской тайны?
– Если рассматривать предложение Минфина с точки зрения действующего законодательства, то сразу могу отметить, что оно противоречит закону об аудиторской деятельности и самому принципу аудиторской тайны. Возможны только две ситуации, в которых аудитор имеет право предать огласке результаты проверки, – по решению суда или заручившись согласием клиента. В остальных случаях никакие нормы или требования не могут заставить его «стучать» на своих заказчиков.
– Каковы вообще основные правовые проблемы и возможные пробелы в законодательстве данной отрасли?
– Основная проблема, мешающая развитию отрасли – это вопрос эффективности СРО в сфере аудита. За те почти четыре года с тех пор, как государственное регулирование в лице Минфина России было заменено на регулирование самими профессионалами, многие актуальные проблемы, к примеру, демпинг, так и не были решены. Это связано с тем, что, по сути, СРО не могут оказать должного влияния на рынок и он по-прежнему регулируется государством в лице министерства финансов.
– Егор Александрович, чего ждут аудиторы от 2013 года? Какие ожидаются нововведения?
– Любые изменения в отрасли аудита будут связаны в первую очередь с нововведениями в области законодательства. Среди особо ожидаемых можно назвать: принятие нового Гражданского кодекса и закона о налоговом учете, вступление в силу изменений в Налоговом кодексе и практики применения МСФО.
Что касается положения дел в отрасли, то аудиторы прежде всего ожидают решения проблем в сфере СРО. Хочется надеяться, что этот инструмент все-таки заработает.