СЕЙЧАС +9°С

«Голубой коридор» прошел через Уфу

Столица Башкирии стала третьей точкой в маршруте всероссийского автопробега «Голубой коридор – 2011». Колонна из 15 автомобилей стартовала из Екатеринбурга в минувшую среду и в пятницу доехала до...

Поделиться

Поделиться

Столица Башкирии стала третьей точкой в маршруте всероссийского автопробега «Голубой коридор – 2011». Колонна из 15 автомобилей стартовала из Екатеринбурга в минувшую среду и в пятницу доехала до нашего города.

Автопробег, организатором которого выступила компания «Газпром», необычен тем, что среди его участников – исключительно газовые автомобили заводского производства. Цель проекта проста: донести до автомобилистов все преимущества этого топлива. А плюсов, между прочим, немало: природный газ не только экологически чист, но и, что немаловажно, недорог. Поэтому неудивительно, что прибытие в Уфу автоколонны «Голубого коридора» привлекло внимание как простых горожан, так и специалистов автодорожной отрасли.

На протяжении последних лет активным продвижением газомоторного топлива в республике занимается ООО «Газпром трансгаз Уфа», показывая самую высокую динамику реализации природного газа среди дочерних обществ газового концерна. За 7 лет объем продаж метана на газонаполнительных компрессорных станциях предприятия вырос в 14 раз. Автопробег «Голубой коридор – 2011» стал для уфимских газотранспортников отличной возможностью поделиться положительным опытом с коллегами из других регионов.

Рассмотреть газовые автомобили могли все желающие: на площадке перед Русским драматическим театром состоялась выставка этих машин. Состав участников оказался неожиданно разнообразным: здесь были и огромные КАМАЗы, и спецтехника, и несколько автобусов. Были и легковые путешественники, среди которых можно было заметить Volkswagen с иностранными номерами. Представитель немецкой компании E.On Андре Шуман, который прибыл в Уфу на этом автомобиле, позже рассказал: в Германии природный газ широко используется в качестве автомобильного топлива, да и борьба за экологию в Евросоюзе ведется всем миром.

Но это – в Европе. А как обстоят дела у нас в России? Если метан действительно так дешев и чист, почему автомобили продолжают загрязнять воздух бензином и соляркой? На круглом столе, который проходил в это же время, специалисты газовой и автодорожной отраслей попытались найти ответы на эти вопросы.

«На сегодняшний день запасы природного газа в нашей стране таковы, что при нынешнем уровне добычи его хватит минимум на 280 лет! – с таких слов начал свое выступление заместитель начальника Управления по газификации и использованию газа Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Евгений Пронин. – Содержание токсичных компонентов в компримированном природном газе в разы ниже, чем в бензине, дизельном топливе и пропанобутановой смеси. Наконец, КПГ – это самый дешевый вид моторного топлива».

Действительно, цена литра 92-го бензина на уфимских заправках уже давно перешагнула через отметку в 25 рублей. А кубометр компримированного метана между тем стоит всего-навсего около девяти рублей. Скажем, заправив автомобиль метаном на 500 рублей, вы сможете проехать 550 километров. Бензина, приобретенного на ту же сумму, при аналогичном расходе топлива хватит лишь на 160 километров. В подтверждение этому Андре Шуман рассказал, что на весь путь от Германии до Уфы через Екатеринбург потратил на заправку всего лишь около трех тысяч рублей. Экономия очевидна.

Так что же мешает компримированному метану занять свое место на топливном рынке нашей страны? Как ни странно, одним из препятствий являются предрассудки, связанные с природным газом. Представители ОАО «Газпром» с легкостью опровергают все эти мифы. Чтобы метан самовоспламенился, нужна температура в 540 градусов Цельсия! С пропаном это может произойти при 465 градусах, а с бензином – уже при 270 градусах. Наиболее опасным с этой точки зрения является дизельное топливо, которое может загореться уже при 240 градусах Цельсия.

Что касается взрывоопасности, то метан может взорваться, если его концентрация в воздухе достигла пяти процентов. Для сравнения, то же самое может произойти с бензином при 1,4%, а с соляркой – при 1,1% содержания в воздухе.

Есть и другие препятствия. К примеру, заводские модификации автомобилей пока ощутимо дороже бензиновых или дизельных версий. Однако цена – вещь относительная.

«Срок эксплуатации автобуса составляет в среднем 10 лет, – говорит главный конструктор по работе с нефтегазодобывающими комплексами научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» Александр Малюга. – При использовании в качестве топлива природного газа за это время можно сэкономить столько средств, что хватит на покупку двух новых автобусов».

Третья причина, по мнению выступавших на круглом столе, заключается в слишком жестких СанПинах и слабо развитой «метановой» инфраструктуре. Так, к примеру, АГНКС должны строиться как минимум за километр от ближайших зданий, то есть разместить их в городе не представляется возможным. Однако данная проблема имеет техническое решение, позволяющее предприятиям не без помощи газовиков уже сейчас переходить на безопасное, недорогое и экологически чистое топливо. Дело в том, что компания «Газпром трансгаз Уфа» готова рассматривать возможность доставки компримированного газа в автопарки собственными силами. Так что проблема заправки отпадет сама собой.

Опыт использования газовых автомобилей на предприятиях в Башкирии уже есть. Так, в Стерлитамаке практически все кареты скорой помощи несколько лет ездят на компримированном метане. Ну, а серийное производство автомобилей, работающих на таком топливе, уже ведет завод «НефАЗ».

Не исключено, что проекты, связанные с КПГ, получат в Башкирии государственную поддержку. По словам председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Ильяса Мунирова, республика заинтересована в развитии этого направления.

«Сейчас мы разрабатываем стратегию развития автодорог и дорожной инфраструктуры, – отметил Ильяс Яхиевич. – В соответствии с этими документами будут обозначены конкретные участки, работать над которыми мы будем совместно с «Газпромом». Наша задача не в том, чтобы в один день всех пересадить на метан. Но у каждого потребителя должна быть альтернатива».

Эту альтернативу готово представить жителям республики ООО «Газпром трансгаз Уфа». В ближайшее время предприятие построит в Башкирии четыре новые АГНКС, а еще на четырех проведет ремонт, что откроет перед потребителями новые возможности.

Фото: Фото автора, видео предоставлено ООО «Газпром трансгаз Уфа»

На правах рекламы

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter