1 декабря среда
СЕЙЧАС +2°С

Коллекторам запретят покупать долги за телефон и коммуналку

Роспотребнадзор защитит права россиян, чьи долги за коммунальные услуги и мобильную связь оказались в руках коллекторов. Ведомство намерено руководствоваться уже сложившейся судебной практикой в борьбе с банками. Представители Роспотребнадзора уверены: де

Поделиться

Поделиться

Роспотребнадзор защитит права россиян, чьи долги за коммунальные услуги и мобильную связь оказались в руках коллекторов. Ведомство намерено руководствоваться уже сложившейся судебной практикой в борьбе с банками. Представители Роспотребнадзора уверены: действия управляющих компаний и сотовых операторов, передающих взыскание просроченной задолженности на аутсорсинг специализированным фирмам, напрямую ущемляют права потребителей.

На прошлой неделе Роспотребнадзор разослал во все региональные отделения официальное письмо «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей при замене лица в договорном обязательстве», подписанное главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко. В письме содержатся рекомендации о применении наработанной практики Роспотребнадзора в борьбе с банками, продающими безнадежные кредитные долги клиентов.

В прилагаемом документе представлена судебная практика, касающаяся законности включения в кредитный договор условий о праве кредитного учреждения продать долг клиента третьим лицам. Ранее Роспотребнадзор уже вносил ряду банков постановления, на основании которых кредитные организации были привлечены к административной ответственности. Несмотря на то, что некоторые банки оспаривали данные постановления в судебном порядке, претензии ведомства не были отменены.

Судебные решения подтверждали, что условие об уступке прав требования в кредитном договоре ущемляет права потребителей. Дело в том, деньги в кредит может предоставить только банк (ч. 1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ), имеющий соответствующую лицензию. Однако в результате уступки прав требования должник оказывается связанным долговыми отношениями с организациями, деятельность которых не подпадает под закон о защите прав потребителей и которые не обязаны его соблюдать, указано в письме Роспотребнадзора.

Кроме того, в письме отмечается, что на сегодняшний день деятельность коллекторов не регулируется российским законодательством. Таким образом, должник не может рассчитывать на защиту потребительских прав и интересов. К тому же, как указывают в Роспотребнадзоре, стороны кредитного договора не вправе в силу положений ст. 1 и ст. 4 закона «О защите прав потребителей», ст. 857, 421 и 422 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» включать условие, разрешающее нарушение банковской тайны, в то время как уступка прав требования предполагает передачу третьим лицам подобной информации.

Распространить накопленный судебный опыт при оценке договоров с потребителями – в частности, о незаконности включения в него условия об уступки прав требования – Роспотребнадзор предлагает теперь и в других сферах. В письме сказано, что в последнее время распространились случаи продажи долгов из других социально значимых секторов потребительского рынка.

«В последнее время, действительно, участились обращения компаний из других секторов потребительского рынка, помимо финансового, что связано, в первую очередь, с осознанием необходимости централизованного и профессионального взыскания долгов с помощью аутсорсинговых компаний, то есть коллекторских агентств, – говорит заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная. – При этом в структуре просроченной задолженности физических лиц долги по банковским кредитам составляют 80%, в то время как долги за услуги операторов сотовой связи составляют 10%, ЖКХ – 5%, прочие долги – 5%».

Также в поле зрения надзорного органа попадает сфера связи и телекоммуникации. Таким образом, если в клиентском договоре на оказание услуг содержатся условия об уступке прав требования, то, используя наработанную практику в финансовой сфере, его можно квалифицировать как ущемление прав потребителя.

Коллекторские агентства отмечают, что коммунальные платежи взыскиваются намного лучше, чем кредитные. По данным специалистов, рентабельность таких сборов достигает 50%, при том как кредитные едва достигают единицы процентов.

«Взыскание коммунальных долгов – перспективное направление деятельности коллекторских агентств, – считает Ирина Поддубная. – Сам рынок большой и практически неохваченный – на сегодняшний день, по данным Министерства регионального развития России, население задолжало за коммунальные услуги около 579 млрд рублей».

В следующем году коллекторы рассчитывают собрать с россиян один трлн рублей, в числе которых по мимо кредитных недоимок будут и долги перед сотовыми операторами и управляющими компаниями.

Фото: Фото с сайта Timetolive.ru

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Уфе? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...