Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Потребители – за честные финансовые услуги». Второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности, что подтверждает сохраняющаяся обеспокоенность потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.
Согласно данным Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 25,6% всех жалоб граждан приходится на финансовые услуги. Причем по сравнению с 2009 годом количество подобных обращений выросло в минувшем году в три раза.
Так, за отчетный период в управление поступило 153 письменных обращения граждан в отношении кредитных организаций. «Большинство вопросов связано с образовавшейся задолженностью в связи с просрочкой очередных платежей самими заемщиками, не снижающейся суммой долга при оплате кредита по карте», – констатирует начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Анвар Минибаев.
Дело в том, что в настоящих условиях банк не пойдет на реструктуризацию без веских причин. И аргументировать клиенту, что он нуждается в помощи, становится сложнее. Клиент, прежде всего, должен представить вескую доказательную базу того, что он оказался в тяжелой ситуации, связанной с финансовым положением из-за потери работы или ухудшения состояния здоровья. «Да и не всегда те условия, которые предоставляет банк по реструктуризации, могут удовлетворить кредитозаемщика, ведь чаще такие условия еще больше ухудшают положение человека, если в сумму основного долга включаются штрафы и пени», – отмечали не раз в Роспотребнадзоре. Как правило, доказательная база связана с бумажной волокитой.
На сегодняшний день именно заключение договора на пользование банковскими услугами является одним из ключевых моментов сотрудничества банка и его клиентов. Однако не все наши соотечественники уделяют особое внимание факту подписания этого документа, что зачастую и подводит наших сограждан. «Так, например, лишь 40% граждан на сегодняшний день подписывают договор только после того, как полностью его прочитают или даже посоветуются с независимым экспертом или юристом. Однако порой в рамках заключенного (пусть даже и внимательно прочитанного) договора все же могут возникать различные спорные ситуации. И подавляющее большинство таких экономических споров россияне профессионально могут урегулировать пока лишь в суде», – говорится, в частности, в исследовании НАФИ. К примеру, клиенту очень часто навязываются дополнительные услуги по страхованию жизни, здоровья, трудоспособности, включаются в договоры условия, изначально ущемляющие права клиентов.
Так, по данным Управления Роспотребнадзора по РБ, в 2010 году проведен ряд мероприятий по надзору в отношении финансовых учреждений: плановых восемь проверок, внеплановых – четыре. Кроме того, проведено два административных расследования. За выявленные нарушения в отношении юридических и должностных лиц банков вынесены постановления об административных правонарушениях на сумму 138 тысяч рублей.
К примеру, в кредитных договорах одного из банков содержались условия, ущемляющие права потребителей: это взимание дополнительной платы за ведение карточного счета при наличии кредита, зачисление денег на счет клиента в день поступления платежных документов, право банка на одностороннее изменение условий кредитного договора и на блокировку карты в случаях, не предусмотренных законодательством РФ. По выявленным фактам банк был оштрафован. «К сожалению, на сегодняшний день нельзя говорить о финансовой грамотности населения. Гражданин становится невольным заложником банка, так как не обладает специальными познаниями в банковской сфере и не получает всего объема достоверной, понимаемой информации, которая в наглядной и доступной форме позволяла бы ему сделать выбор в пользу способа получения денежных средств», – отмечает Анвар Минибаев.
По словам начальника управления делами Национального банка РБ Шамиля Аминова, действительно, эта тема не теряет актуальности: «Мы тоже получаем обращения от граждан и на горячую линию, и в письменном виде. Основная масса обращений связана с кредитными продуктами, тарифами, комиссиями по договорам потребительского кредитования». Причем, по словам банкира, есть люди, которые осознанно брали кредиты, понимают ответственность, но не могут справиться с платежами, а есть те, которые брали кредиты, не понимая, к чему подобный шаг приведет – к обязательствам.
В то же время нужно помнить, что банки, кредитуя население, оперируют в большинстве своем не своими денежными средствами, а, к примеру, тех же вкладчиков. «Люди должны понимать, что с помощью кредитов они получают не только определенные права и блага, но и несут ответственность», – говорит Шамиль Аминов. В свою очередь, в Национальном банке РБ ратуют за информационную открытость банков, выпускают памятки для потребителей банковских услуг, в которых даются четкие разъяснения по тем или иным вопросам. Выходит также собственная телепередача «Свои деньги», разрабатывается спецкурс для школьников. Основная цель подобных мероприятий, по словам Шамиля Аминова, – это формирование рационально мыслящего человека, который может принимать грамотное адекватное решение по управлению собственными финансами.
Между тем Минфин РФ и Международный банк реконструкции и развития подписали в понедельник соглашение о займе для РФ на сумму 25 миллионов долларов на реализацию совместного проекта. Цель данного проекта, рассчитанного на пять лет, – повышение финансовой грамотности населения, особенно школьников, студентов, взрослого населения с низким и средним уровнем доходов, а также повышение эффективности защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. В рамках проекта будут созданы горячие линии, консультационные центры в регионах, институт финансового омбудсмена, кроме того, планируется совершенствовать законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Также будет проведена кампания по информированию населения о финансовом рынке, его инструментах, услугах и возможностях населения в сфере индивидуальных финансовых решений.