19 января среда
СЕЙЧАС -6°С

Пластик будет популярен?

В Башкирии находятся в обращении четыре миллиона 115 тысяч платежных карт. Только за прошлый год их число возросло на 432 тысячи (рост составил 11,7%), сообщили в пресс-службе Национального банка РБ. Однако, как констатируют эксперты, продолжает сохранять

Поделиться

Поделиться

Поделиться

В Башкирии находятся в обращении четыре миллиона 115 тысяч платежных карт. Только за прошлый год их число возросло на 432 тысячи (рост составил 11,7%), сообщили в пресс-службе Национального банка РБ.

Однако, как констатируют эксперты, продолжает сохраняться характерная для российского рынка банковских услуг диспропорция в использовании банковских платежных карт и их инфраструктуры. Так, соотношение объема безналичных операций и операций по выдаче наличных денежных средств с использованием платежных карт составляет 5% к 95% и существенно отстает от среднеевропейского уровня. Например, в Пермском крае, как и в Удмуртии, доля безналичных платежей уже сегодня составляет 10%.

Одной из основных причин неиспользования пластиковых карт для оплаты различных товаров и услуг является ограниченное количество магазинов и учреждений, где принимаются карточки, а также недостаточная насыщенность терминалами.

«Мы оцениваем как благоприятную и развитую инфраструктуру, связанную с предоставлением платежных услуг, в частности, для использования банковских платежных карт. По абсолютному количеству банкоматов и терминалов мы находимся на втором месте в ПФО. Но если брать относительные показатели, то на 100 тысяч жителей республики приходится 70 банкоматов, тогда как, у лидеров таких, как Самарская область – это 147 банкоматов на 100 тысяч населения. Количество терминалов – у нас 303, в то время как, например, в Республике Удмуртия, 468», – отметил в ходе совещания председатель Национального банка РБ Рустэм Марданов.

Сегодня в системе расчетов платежными картами задействованы 11 республиканских кредитных организаций и 34 филиала инорегиональных кредитных организаций, включая Башкирское отделение Сбербанка России.

«Действительно, объем безналичных операций по картам в торгово-сервисной сети не очень большой. Думаю, он не превышает 5-7% от объема снятия наличных в банкоматах», – говорит начальник управления организации продаж карточных продуктов уфимского филиала ОАО «УРАЛСИБ» Азат Садретдинов. В то же время потенциал для роста безналичных операций очень большой, считает банкир. «С моей точки зрения, проблема заключается не только в масштабности инфраструктуры по приему пластиковых карт. Основные предприятия торговли и сервиса в настоящее время принимают карты к оплате. Рассчитаться картой можно в продуктовых магазинах, АЗС, парикмахерских, оплатить услуги ЖКХ и многое другое. Я думаю, что основной (но не единственной) причиной является устоявшаяся модель поведения наших сограждан: получил заработную плату – надо ее снять в банкомате», – полагает представитель банка.

Другая важная причина непопулярности безналичной оплаты товаров и услуг, по мнению самих граждан, заключается в том, что расходы труднее контролировать, если оплачивать покупки при помощи банковской карты. Еще одним важным сдерживающим фактором являются такие неудобства, связанные с данным способом оплаты, как трата дополнительного времени на оплату или необходимость заботиться о сохранности карты.

В то же время в ИнвестКапиталБанке рассказали, что тенденция все же меняется, граждане стали чаще использовать карты при оплате товаров и услуг. «На наш взгляд, это связано с тем, что люди попросту привыкли к этому продукту, стали лучше понимать функционал карт, их преимущества. Что касается недостатка торговых точек, в которых к оплате принимают карты, то сейчас эта проблема стоит разве что в очень небольших городах», – говорит начальник Управления пластиковых карт ИнвестКапиталБанка Александр Чегодаев.

Как отмечают в Национальном банке РБ, «реализация на территории республики ряда инициатив в области развития безналичных расчетов (развитие торгового эквайринга, расширение инфраструктуры карточных услуг, внедрение кредитными организациями льготных, бонусных и кобрендинговых программ для держателей банковских карт, мероприятия по повышению финансовой грамотности населения) способствовала позитивной тенденции роста безналичных расчетов в сфере розничных платежей».

На территории Башкирии, по самым последним данным на 01.01.2011, для совершения операций платежными картами установлено три тысячи банкоматов (рост по сравнению с 01.01.2010 на 37,7%), 2,3 тысячи терминалов для выдачи наличных денежных средств (рост на 34,9%), 10,7 тысячи терминалов в организациях торговли и услуг для безналичной оплаты товаров услуг (рост на 25,8%). Свыше 80% всех банкоматов оснащены функцией, позволяющей производить с карточного счета оплату товаров и услуг (жилищно-коммунальных, связи, телевидения и др.). В частности, с помощью платежных карт, эмитированных кредитными организациями региона, жителями и гостями республики в 2010 году осуществлено 88,9 млн операций на общую сумму 256,3 млрд рублей, что больше показателей 2009 года на 21,1% и 22,9% соответственно.

«Конечно, уровень далек от общеевропейского, за границей практически каждая сувенирная лавка снабжена терминалом, но есть куда стремиться», – резюмирует начальник управления делами Национального банка РБ Шамиль Аминов. В частности, в планах ведомства в ближайшие пять лет повысить долю безналичных расчетов хотя бы до 10%, увеличить количество терминалов до 500 единиц с нынешних 303 и банкоматов до 150-160 единиц на каждые 100 тысяч жителей Башкирии.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...