Траты уфимца на новогоднее празднество в среднем составят 10 тысяч рублей, в то время как рядовой россиянин на празднование Нового года готов выложить около 400 евро или 16 тысяч рублей. Опрос жителей нескольких крупных городов России проводили специалисты аудиторско-консалтинговой компании Deloitte.
Как отмечают составители исследования, 41% россиян планируют потратить на празднества столько же, сколько и в прошлом году. 31% респондентов готовы увеличить сумму расходов на предпраздничные покупки. При этом основной причиной увеличения расходов россияне называют рост собственных доходов, а также желание наслаждаться процессом покупок как таковым и не думать о финансовых трудностях.
Общая сумма новогоднего бюджета россиянина, по данным исследования, составит 15 785 рублей (в 2009 году – 16 700). Около 9200 рублей планируется потратить на подарки, около 2900 рублей – на еду, а на развлечения – около 3700 рублей.
По мнению руководителя направления проектов и анализа ООО КБ «Кольцо Урала» Дмитрия Суплакова, новогодние траты – привычная, но при этом одна из самых существенных статей расходов каждого человека. Это подарки друзьям и родственникам, праздничный стол, поздравление коллег и, конечно же, отдых. И все необходимо подготовить в максимально короткий срок.
«Чтобы за несколько дней до наступления Нового года не остаться «с носом», необходимо уже сейчас озаботиться планированием своих трат и покупками. Не стоит забывать и про то, что после бурного Нового года наступят долгие посленовогодние каникулы, во время которых траты большинства россиян также значительны. Самым удобным инструментом в таком случае является наличие открытого кредитного лимита по пластиковой карте, или, другими словами, овердрафт, всегда позволяющий доплатить недостающие средства, а также «быстрые» кредитные продукты, имеющиеся в арсенале банков», – говорит Дмитрий Суплаков.
Ежегодно статистика использования карт фиксирует пик потребительской активности именно в предновогодний период. По прогнозам Ситибанка, общий рост трат россиян в декабре этого года на человека составит 42% по отношению к среднемесячным значениям года. Это на 10% больше, чем в прошлом году, и свидетельствует о возобновлении предкризисной динамики роста потребительских расходов после ее замедления в конце кризисного 2008 года. При этом в регионах объем новогодних трат на человека составит около 10 000 рублей.
Интересно, что в этом году женщины будут более подвержены новогодней лихорадке, чем мужчины: декабрьские расходы женщин вырастут на 46%, что на 7% больше значения аналогичного показателя у представителей сильного пола.
Список самых затратных категорий в денежном выражении в декабре возглавят магазины одежды с долей в общем объеме покупок, составляющей 11,7%. Следом идут супермаркеты и продуктовые магазины (8,3%), причем траты в супермаркетах в декабре возрастут на 64%, а в магазинах одежды – на 53%.
«Мои новогодние расходы точно увеличатся. Буду дарить подарки не только родителям и друзьям, но и своим новоявленным родственникам: в этом году я вышла замуж. В кредиты влезать точно не станем – постараемся обойтись собственными средствами. Правда, и у меня, и у супруга есть «кредитки», но и их мы решили не трогать, иначе поддадимся соблазну и с головой окунемся во всевозможные елочные базары. Что касается трат, то, думаю, что большая часть денег уйдет на подарки и новогодний стол. Что-то мне подсказывает, что появится и третья статья расходов: новогодние праздники – время грандиозных распродаж. Боюсь, что не смогу отказать себе в покупке новой одежды», – говорит уфимка Алла Городецкая.
По данным Deloitte, 79% потребителей намерены покупать в подарок полезные вещи, причем 57% респондентов собираются приобретать товары по специальной цене или со скидкой. Больше всего россияне на Новый год в качестве подарка хотели бы получить деньги (54%), путешествие (48%), компьютер или ноутбук (46%).
Магазины игрушек, по прогнозу Ситибанка, в этом году вернутся на позицию безусловного лидера и окажутся самой популярной категорией покупок в декабре с относительным приростом в 163%. По этому показателю популярности, они опередят алкогольные магазины, интерес к которым вырастет, как ожидается, на 143%. Траты в магазинах спортивных товаров поднимутся на 87%, а спрос на бытовую технику, как и интерес к ювелирным изделиям и часам, повысится на 85%. Книжные магазины продемонстрируют рост продаж в 76%, как и компьютерные магазины. Спрос на мобильные телефоны в декабре вырастет на 71% по сравнению со среднегодовым значением.
Магазины косметики в очередной раз остаются в пятерке лидеров: здесь аналитики прогнозируют повышение спроса на 115% по отношению к привычным среднегодовым значениям. В новогодний период ожидается также почти двукратное увеличение (99%) объема расходов, совершенных в кинотеатрах, и 37-процентный рост трат в развлекательных центрах. Расходы в ресторанах прибавят 42%, как и общие траты россиян в декабре, а расходы в ресторанах быстрого питания вырастут еще больше – на 77%. Аналитики объясняют этот тренд тем, что непременным атрибутом любого шопинга, а особенно многочасовых магазинных сиест в предновогоднюю пору, становятся обеды или ужины в ресторанах, расположенных на территории того или иного торгового центра.
«В России, как и во многих странах мира, покупательная активность населения в предновогодний сезон – это важнейший индикатор потребительской уверенности», – говорит руководитель Департамента кредитных продуктов ЗАО КБ «Ситибанк» Михаил Бернер.
Как отмечает Дмитрий Суплаков, нынешний Новый год пройдет под знаком позитива. Хороший настрой населения, вздохнувшего спокойно после кризиса и вернувшегося к обычной жизни, говорит о том, что люди прекратили ждать «черного дня».