Бизнес Надежда умирает последней

Надежда умирает последней

Бизнесмены получили слабую надежду на ослабление налоговой петли, которую власти намерены «накинуть» на их шеи в следующим году. Финансовые ведомства усомнились в эффективности повышения ставок страховых взносов как меры борьбы с дефицитом бюджетов социал

Бизнесмены получили слабую надежду на ослабление налоговой петли, которую власти намерены «накинуть» на их шеи в следующим году. Финансовые ведомства усомнились в эффективности повышения ставок страховых взносов как меры борьбы с дефицитом бюджетов социальных фондов. Они предлагают рассмотреть альтернативные варианты комплексной реформы ЕСН, надеясь на то, что точка невозврата еще не пройдена.

Ежегодно увеличивающийся дефицит внебюджетных фондов: Пенсионного фонда (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), территориального и федерального Фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС) – стал причиной проведения очередной налоговой реформы.

Напомним, что с 2010 года единый социальный налог, администрированием которого занималась налоговая служба, был заменен на социальные взносы, уплачиваемые работодателями в государственные внебюджетные фонды. Их сбором отныне занимаются представители ПФР. В этом году суммарная ставка осталась на прежнем уровне – 26%. Но с 2011 года ее планируется увеличить до 34% – это повышает налоговую нагрузку на бизнес по социальным сборам на 23,5%.

Сами предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, начали бить тревогу, как только узнали об инициативе властей. А различные союзы предпринимателей не раз призывали бизнесменов быть более активными и отстаивать свои интересы с помощью митингов и других массовых акций протеста.

Председатель пермского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Евгений Фридман ранее заявлял корреспонденту Dengi59.ru, что увеличение налоговой нагрузки по социальным взносам может привести к трагедии – массовому банкротству малых предприятий или уходу их в тень, а также к возврату к практике выплаты зарплат «в конвертах» и неофициальному трудоустройству. Похожей точки зрения придерживаются многие политики, бизнесмены и финансисты – как теоретики, так и практики.

Однако до недавнего времени чиновники оставались неумолимы. Они твердо стояли на том, что пересмотра решения по увеличению страховых взносов в социальные фонды не будет. Но на днях представители Минфина и Минэкономразвития отметили возможность возобновления дискуссии в этом направлении.

Так, статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступая на Гайдаровских чтениях в Москве, признал, что принятое решение об отмене ЕСН и повышении общей ставки страховых взносов во внебюджетные фонды до 34% может иметь очень серьезные последствия.

Выводы чиновника, очевидно, были основаны на результатах исследования, проведенного специалистами Института Гайдара – они уверены, что фискальный эффект от повышения страховых взносов составит не более 1,8% ВВП. И здесь многое зависит от того, как распределится нагрузка между работником и работодателем.

«Если она полностью ляжет на работодателя, то упадут поступления от налога на прибыль; если на работника (ему срежут зарплату) – то поступления от страховых взносов и НДФЛ. Из-за влияния на другие налоги эффект от повышения взносов снижается до 1,17-1,44% ВВП.

Платить повышенные взносы придется и самому государству – это съест еще 0,4% ВВП. Наконец, работодатели могут перейти на серые схемы выплаты зарплаты. Потери бюджета от этого могут достичь 1,5-2% ВВП. Но сразу уйти в тень сложно, поэтому потери, если нагрузка полностью ляжет на работодателя, составят 0,5-0,7% ВВП», – передает выводы автора исследования Владимира Назарова издание «Ведомости».

Таким образом, эффект от проведения комплексной реформы ЕСН в лучшем случае составит около 0,5% ВВП, в худшем – окажется близким к нулю. Если повышение ставок страховых взносов замедлит рост ВВП хотя бы на 0,5%, то реформа окажется бессмысленной уже к 2026 году. Если же все работодатели негативно отреагируют на повышенные страховых взносов, это случится в 2015 году, считает г-н Назаров. Кстати, похожие выводы сделали и чиновники Министерства экономического развития на основании проведенных ими расчетов.

По мнению Сергея Шаталова, существуют альтернативные варианты комплексной реформы ЕСН, к примеру, повышение пенсионного возраста в России. «Рано или поздно мы должны будем ответить на этот вопрос. Мы не можем позволить, чтобы у нас был самый низкий пенсионный возраст в мире. При этом необходимо решить, каким образом должны формироваться источники для будущих пенсий. Я пока не знаю ответа на вопрос, пройдена ли точка невозврата, когда решение не может быть пересмотрено», – пояснил чиновник.

Пока Миндравсоцразвития продвигает идею повышения ставок страховых взносов, Минфин выступает за повышение пенсионного возраста, а правительство – за продажу крупных пакетов акций госкорпораций и компаний с государственным участием в капитале (рассматриваются как источники покрытия дефицита бюджетов ПФР, ФСС, ФОМС. – Прим. ред.), ассоциации предпринимателей, аналитики, финансисты и многие другие специалисты рынка видят решение проблемы в проведении качественной пенсионной реформы в стране. Все остальное – лишь способы временного «затыкания дыр» в бюджете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем