Бизнесменыполучили слабую надежду на ослаблениеналоговой петли, которую власти намерены«накинуть» на их шеи в следующимгоду. Финансовые ведомства усомнилисьв эффективности повышения ставокстраховых взносов как меры борьбы сдефицитом бюджетов социальных фондов.Они предлагают рассмотреть альтернативныеварианты комплексной реформы ЕСН,надеясь на то, что точка невозврата ещене пройдена.
Ежегодноувеличивающийся дефицит внебюджетныхфондов: Пенсионного фонда (ПФР), Фондасоциального страхования (ФСС),территориального и федерального Фондовобязательного медицинского страхования(ФОМС) – стал причиной проведенияочередной налоговой реформы.
Напомним,что с 2010 года единый социальный налог,администрированием которого занималасьналоговая служба, был заменен насоциальные взносы, уплачиваемыеработодателями в государственныевнебюджетные фонды. Их сбором отныне занимаются представители ПФР.В этом году суммарная ставка осталасьна прежнем уровне – 26%. Но с 2011 года еепланируется увеличить до 34% – этоповышает налоговую нагрузку на бизнеспо социальным сборам на 23,5%.
Самипредприниматели, особенно представителималого и среднего бизнеса, начали битьтревогу, как только узнали об инициативевластей. А различные союзы предпринимателейне раз призывали бизнесменов быть болееактивными и отстаивать свои интересыс помощью митингов и других массовыхакций протеста.
Председательпермского регионального отделенияобщероссийской общественной организациималого и среднего предпринимательства«Опора России» Евгений Фридманранее заявлял корреспонденту Dengi59.ru,чтоувеличение налоговой нагрузки посоциальным взносам может привести ктрагедии – массовому банкротству малыхпредприятий или уходу их в тень, а такжек возврату к практике выплаты зарплат«в конвертах» и неофициальномутрудоустройству. Похожей точки зренияпридерживаются многие политики,бизнесмены и финансисты – как теоретики,так и практики.
Однакодо недавнего времени чиновники оставалисьнеумолимы. Они твердо стояли на том, чтопересмотра решения по увеличениюстраховых взносов в социальные фондынебудет.Но на днях представители Минфина иМинэкономразвития отметили возможностьвозобновления дискуссии в этомнаправлении.
Так,статс-секретарь, заместитель министрафинансов Сергей Шаталов,выступая на Гайдаровских чтениях вМоскве, признал, что принятое решениеоб отмене ЕСН и повышении общей ставкистраховых взносов во внебюджетные фондыдо 34% может иметь очень серьезныепоследствия.
Выводычиновника, очевидно, были основаны нарезультатах исследования, проведенногоспециалистами Института Гайдара – ониуверены, что фискальный эффект отповышения страховых взносов составитне более 1,8% ВВП. И здесь многое зависитот того, как распределится нагрузкамежду работником и работодателем.
«Еслиона полностью ляжет на работодателя,то упадут поступления от налога наприбыль; если на работника (ему срежутзарплату) – то поступления от страховыхвзносов и НДФЛ. Из-за влияния на другиеналоги эффект от повышения взносовснижается до 1,17-1,44% ВВП.
Платитьповышенные взносы придется и самомугосударству – это съест еще 0,4% ВВП.Наконец, работодатели могут перейти насерые схемы выплаты зарплаты. Потерибюджета от этого могут достичь 1,5-2% ВВП.Но сразу уйти в тень сложно, поэтомупотери, если нагрузка полностью ляжетна работодателя, составят 0,5-0,7% ВВП»,– передаетвыводы автораисследования Владимира Назароваиздание «Ведомости».
Такимобразом, эффект от проведения комплекснойреформы ЕСН в лучшем случае составитоколо 0,5% ВВП, в худшем – окажется близкимк нулю. Если повышение ставок страховыхвзносов замедлит рост ВВП хотя бы на0,5%, то реформа окажется бессмысленнойуже к 2026 году. Если же все работодателинегативно отреагируют на повышенныестраховых взносов, это случится в 2015году, считает г-н Назаров. Кстати, похожиевыводы сделали и чиновники Министерстваэкономического развития на основаниипроведенных ими расчетов.
Помнению Сергея Шаталова, существуютальтернативные варианты комплекснойреформы ЕСН, к примеру, повышениепенсионного возраста в России. «Раноили поздно мы должны будем ответить наэтот вопрос. Мы не можем позволить, чтобыу нас был самый низкий пенсионный возраств мире. При этом необходимо решить, какимобразом должны формироваться источникидля будущих пенсий. Я пока не знаю ответана вопрос, пройдена ли точка невозврата,когда решение не может быть пересмотрено»,– пояснил чиновник.
ПокаМиндравсоцразвития продвигает идеюповышения ставок страховых взносов,Минфин выступает за повышение пенсионноговозраста, а правительство – за продажукрупных пакетов акций госкорпораций икомпаний с государственным участием вкапитале (рассматриваютсякак источники покрытия дефицита бюджетовПФР, ФСС, ФОМС. – Прим.ред.),ассоциации предпринимателей, аналитики,финансисты и многие другие специалистырынка видят решение проблемы в проведениикачественной пенсионной реформы встране. Все остальное – лишь способывременного «затыкания дыр» вбюджете.