Все новости
Все новости

Почему «пластик» не популярен в расчетах?

Одной из основных причин неиспользования пластиковых карт для оплаты различных товаров и услуг, как и в прошлом году, является ограниченное количество магазинов и учреждений, где принимаются карточки...

Поделиться

Поделиться

Одной из основныхпричин неиспользования пластиковых карт для оплаты различных товаров и услуг,как и в прошлом году, является ограниченное количество магазинов и учреждений,где принимаются карточки.

На это указываюттреть тех лиц, кто имеет банковскую карту, но не пользуется ей для оплатытоваров и услуг. Таковы данные опроса НАФИ, проведенного совместно сАссоциацией региональных банков России.

«Если сравнивать ссоседними регионами, ситуация с оснащенностью терминалами в республике лучше,об этом говорит не только официальная статистика, но это можно услышать и изуст приезжающих в наш город жителей других регионов. Но в то же времянеобходимо выходить на более высокий уровень, в этом должны быть заинтересованыторговые сети, предприниматели. Кстати, оснащенность терминалами – один изфакторов развития системы безналичных расчетов», – считает начальникуправления делами Национального банка РБ Банка России Шамиль Аминов.

Стоит сказать, что вреспублике внедрен проект «Социальная карта Башкортостана», по которой тожеесть возможность рассчитываться в магазинах.

«Действительно,объем безналичных операций по картам в торгово-сервисной сети не очень большой.Думаю, он не превышает 5-7% от объема снятия наличных в банкоматах, – говорит начальникУправления организации продаж карточных продуктов уфимского филиала ОАО«УРАЛСИБ» Азат Садретдинов. В то же время потенциал для роста безналичныхопераций очень большой, считает банкир. – С моей точки зрения, проблема заключаетсяне только в масштабности инфраструктуры по приему пластиковых карт. Основныепредприятия торговли и сервиса в настоящее время принимают карты к оплате.Рассчитаться картой можно в продуктовых магазинах, АЗС, парикмахерских,оплатить услуги ЖКХ и многое другое. Я думаю, что основной (но не единственной)причиной является устоявшаяся модель поведения наших сограждан: получилзаработную плату – надо её снять в банкомате», – полагает представитель банка.

В целяхпопуляризации безналичных расчетов банками регулярно проводятся различныеакции, в том числе и совместно с платежными системами Visa и MasterCard.

Другая важнаяпричина, по мнению россиян, заключается в том, что расходы, труднееконтролировать, если оплачивать покупки при помощи банковской карты. Доля тех,кто указывает на этот барьер, за год возросла с 29% до 33%. Хотя, по данным пресс-службыВТБ24, торговый оборот по картам за девять месяцев 2010 года составил 65,6 млрдрублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56%.

Еще одним важнымсдерживающим фактором являются такие неудобства, связанные с данным способомоплаты, как трата дополнительного времени на оплату или необходимостьзаботиться о сохранности карты. Значимость такого барьера за прошедший годпрактически не изменилась: на это указывают 28% респондентов.

По мнению ШамиляАминова, может расстроить тот факт, что, к примеру, в магазине не предупреждаютвовремя, что терминал не работает в данный момент. Или не все желаютрасплачиваться картой за хлеб и молоко. «Пока достаешь карту, вводишь пин-кодили расписываешься в чеке – это трудоемко, но в то же время, необходимаяпроцедура», – поясняет Шамиль Абдуллович.

Кроме того, есливозникает вопрос о возврате товара, в магазинах чаще идут навстречу покупателю,если товар оплачен наличкой. По карте обязаны вернуть деньги в течение 30 дней.«Есть определенные сложности, но в этом специфика взаимоотношений», – говоритбанкир.

А вот доля граждан,которые не оплачивают банковской картой товары и услуги из-за того, что онидороже стоят в магазинах и учреждениях, где принимаются карточки, выросла болеечем в два раза (с 7% до 16%), констатируют эксперты НАФИ. «В магазинах, гдепринимают пластиковые карты, цены на товары и услуги действительно могут бытьвыше. Причин тому несколько, – отмечает директор по исследованиям НАФИДиляра Ибрагимова. – Во-первых, объективный рост потребительских цен поРоссии, зафиксированный официальными статистическими данными. А, во-вторых,ухудшение инфляционных ожиданий населения осенью нынешнего года. Одной изповеденческих стратегий уменьшения негативного влияния инфляции на уровеньличных доходов является ориентация людей на более дешевые товары и услуги,которые более доступны в неорганизованной торговле или в мелких магазинах. А втаких местах торговли доминируют именно наличные способы оплаты».

«Не совсем согласенс тем мнением, что в магазинах продукты стоят дороже. Я всегда рассчитываюсь вмагазинах карточкой и внимательно слежу за ценами. А в социальной карте есть идисконтное приложение, которое позволяет накапливать бонусы», – говорит ШамильАминов.

Сегодня банкиры констатируютвсе же смену тренда: люди активнее приобщаются к расчетам картами. ВИнвестКапиталБанке, в частности, рассказали, что более трети эмитированныхбанковских карт активно используются при расчетах, особенно в торговых точках:супермаркетах, магазинах одежды, при оплате телекоммуникационных услуг. «Впоследнее время клиенты стали активнее рассчитываться за товары и услугикартами. На наш взгляд, это связано с тем, что люди попросту привыкли к этомупродукту, стали лучше понимать функционал карт, их преимущества. Что касается недостаткаторговых точек, в которых к оплате принимают карты, то сейчас эта проблемастоит разве что в очень небольших городах», – говорит начальник Управленияпластиковых карт ИнвестКапиталБанка Александр Чегодаев.

Всего за прошлый годколичество терминалов в регионе для расчетов банковскими картами, которымиоснащаются предприятия торговли и сервиса, выросло с 7600 до 8500 единиц.

«Конечно, уровеньдалек от общеевропейского, за границей практически каждая сувенирная лавкаснабжена терминалом, но есть куда стремиться», – резюмирует эксперт НацбанкаРБ.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter