Граждане по-прежнему продолжают обращаться в Управление Роспотребнадзора по РБ с жалобами на банки. В первом полугодии 2010 года ведомство получило письменных жалоб на банки в два раза больше, чем за весь 2009 год. Один из самых волнующих вопросов – проблема реструктуризации долгов по кредитам.
Между тем просрочка по кредитам в банковском секторе только растет. Так, по данным ЦБ РФ, в сентябре просрочка по всем банковским кредитам выросла на 0,5%. Просроченная задолженность по всем кредитам в стране увеличилась за январь-сентябрь на 9,8%, или на 99 млрд рублей, и составила 1113,7 млрд рублей.
«Сейчас нет закона, который бы способствовал обязательной реструктуризации банками долга. Какие-то ключевые вопросы мог бы разрешить закон о банкротстве физлиц, который пока не принят», – говорит специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алия Тараканова.
В настоящих условиях банк не пойдет на реструктуризацию без веских причин. И аргументировать клиенту, что он нуждается в помощи, становится сложнее. Клиент, прежде всего, должен представить вескую доказательную базу того, что он оказался в тяжелой ситуации, связанной с финансовым положением из-за потери работы или ухудшения состояния здоровья. «Да и не всегда те условия, которые предоставляет банк по реструктуризации, могут удовлетворить кредитозаемщика, ведь чаще такие условия еще больше ухудшают положение человека, если в сумму основного долга включаются штрафы и пени», – рассказывает Алия Яулдатовна.
Как правило, доказательная база связана с бумажной волокитой. Вопрос остается открытым, считает эксперт.
Но есть определенные положительные тенденции. По словам эксперта, региональные банки больше идут навстречу, нежели федеральные. В частности, если ухудшается состояние здоровья заемщика, некоторые банки списывают штрафы. Хотя, по словам Алии Яулдатовны, ее дважды удивил банк с иностранным участием – «Хоум Кредит». Кредитозаемщик не мог по состоянию здоровья исполнять свои обязанности по оплате кредита. В банке пошли на уступки: фактически списали штрафы, снизили процентную ставку, произвели перерасчет. Практически долг свелся к нулю.
В то же время, несмотря на удручающую статистику, люди стали внимательнее читать кредитный договор. На сегодняшний день именно заключение договора на пользование банковскими услугами является одним из ключевых моментов сотрудничества банка и его клиентов. Однако не все наши соотечественники уделяют особое внимание факту подписания этого документа, что зачастую и подводит наших сограждан.
«Так, например, лишь 40% граждан на сегодняшний день подписывают договор только после того, как полностью его прочитают или даже посоветуются с независимым экспертом или юристом. Примечательно, что доля таких россиян растет. Однако порой в рамках заключенного (пусть даже и внимательно прочитанного) договора все же могут возникать различные спорные ситуации. И подавляющее большинство таких экономических споров россияне профессионально могут урегулировать пока лишь в суде», – говорится, в частности, в исследовании НАФИ. Жители Башкирии, по словам Алии Таракановой, стали активнее обращаться в суды, к примеру, чтобы убрать из кредитных договоров те пункты, которые заведомо нарушают их права. И начали выигрывать в судах. В частности, по комиссиям за ведение ссудного счета, ведь уже существует судебный прецедент.
Напомним, президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ в начале марта признал законным постановление Роспотребнадзора по Москве, которым один из банков был привлечен к административной ответственности за повышение в одностороннем порядке ставок по кредитному договору, а также за взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета.
В то же время в нашей стране приступил к работе финансовый омбудсмен, который должен в некоторых случаях разгрузить судебную систему в плане разрешения споров между клиентами и банками во внесудебном порядке. Любой потребитель финансовых услуг может обратиться в такую независимую службу с целью разрешения возникшего спора с финансовой организацией, и решение омбудсмена будет обязательным для исполнения банком.
«Важно понимать следующее: хотя институт общественного примирителя создан по инициативе банков, защищать он будет в первую очередь рядовых граждан – потребителей финансовых услуг. Для граждан это отличная возможность не только досудебного урегулирования того или иного спора с кредитной, финансовой организацией, но также и получения исчерпывающей консультации от профессионалов самого высокого уровня. Причем совершенно бесплатно: это одно из базовых положений работы общественного примирителя», – говорит председатель Ассоциации кредитных организаций РБ Айдар Зубаиров. Для банкиров его решения обязательны, у граждан остается право обратиться в суд.
«Я думаю, что это дополнительный плюс для общества в целом... Но на подобное рассмотрение споров согласились, насколько я знаю, не все банки. Если действительно система заработает и банки пойдут навстречу в примирениях, это будет хорошим достижением. Люди также должны будут дополнительно повышать финансовую грамотность, чтобы обратиться к омбудсмену, так как, чтобы защитить свою точку зрения, как правило, требуется больше знаний банковских норм и правил», – говорит Алия Яулдатовна.
В целом, несмотря на увеличение обращений граждан в Роспотребнадзор в первом полугодии, в последние месяцы их число сокращается.