Бизнес Банкомат – для каждого сельчанина

Банкомат – для каждого сельчанина

С советских времен в деревню заманивали молодежь, теперь – банкира. Но многие новомодные банковские услуги так и остаются уделом столицы. Накануне премьер-министр правительства РБ Раиль Сарбаев провел рабочую встречу с председателем Уральского банка...

С советских времен в деревню заманивали молодежь, теперь – банкира. Но многие новомодные банковские услуги так и остаются уделом столицы. Накануне премьер-министр правительства РБ Раиль Сарбаев провел рабочую встречу с председателем Уральского банка Сбербанка России Владимиром Черкашиным. В ходе встречи обсуждены итоги работы банка на территории республики и планы взаимодействия на предстоящий период.

В беседе премьер обозначил необходимость сохранения банковского обслуживания в сельской местности: «Оптимизация сети не должна коснуться банковских услуг для наших сельчан, – сказал премьер-министр правительства РБ Раиль Сарбаев. – Для республики, 40% населения которой живет на селе, это вопрос актуальнейший».

По словам Владимира Черкашина, развитость сельской инфраструктуры Башкортостана определила особый подход к решению вопросов оптимизации числа оперативных касс в республике – их заменят передвижные. «Из 50 передвижных касс, задействованных по России, 18 будут предоставлять услуги сельчанам Башкортостана – отметил он. – Это позволит сохранить объем предоставляемых услуг, увеличить охват населенных пунктов и улучшить качество предоставляемых услуг».

Президент республики Муртаза Рахимов также выразил озабоченность сокращением филиальной сети Сбербанка России в Башкортостане. По мнению Президента республики, благодаря доверию со стороны граждан и наличию постоянной клиентской базы, Сбербанк России отличается большей конкурентоспособностью. Он считает важным сохранить доступность банковских услуг в Башкортостане. Муртаза Рахимов высказался за то, чтобы при осуществлении преобразований филиальной сети банка учитывались экономический потенциал и необходимость решения социально-экономических задач муниципальных образований. Как сообщил Владимир Черкашин, речь идет о сокращении отделений в самых отдаленных районах республики. «Мы сокращаем только те подразделения, где кассы работают, к примеру, 2-3 дня в неделю. А реорганизации филиальной сети, в результате которых появляется дополнительный офис, касаются только административных изменений. При этом перечень услуг, оказываемых в этом офисе, не сокращается», – сказал ВладимирЧеркашин.

Всего, по данным на 01 марта 2010 года, в сельских районах Башкортостана функционируют четыре филиала кредитных организаций, два представительства, четыре операционных офиса, 146 допофиса, 345 операционных касс, 18 передвижных пунктов кассовых операций.

Сегодня априори больше всего кредитных учреждений там, где ситуация с выплатой зарплат населению считается более-менее благоприятной, возможна безубыточная деятельность и есть производственные или перерабатывающие предприятия. Специалисты банковской сферы сомневаются, что селянам необходим большой выбор разных брендов, скорее они нуждаются в ассортименте и доступности банковских услуг как таковых.

Кроме того, на встрече с представителем Сбербанка было сказано и о необходимости развития совместных с банком программ по кредитованию малого и среднего бизнеса.

Ни бизнесмены, ни банкиры не сомневаются в перспективах этого направления. Рассказывает частный предприниматель Ольга Ильенко: «Более пяти лет мы являемся клиентами одного и того же банка. Поэтому нам проще получить кредит здесь в районе, чем ехать в Уфу за теми же условиями. За последнее время количество банковских филиалов в районе существенно не изменилось, но это не является помехой предпринимательской деятельности. Более того, появление новых представительств не всегда интересно местным бизнесменам: как правило, новые банки узкоспециализированны, рассчитаны на физических лиц или аграриев». Уровень рисков невозврата при этом невелик – ведь банку известно положение дел всех местных бизнесменов. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что «банковские риски в селе гораздо выше и реальнее, чем в городе. Здесь даже от погоды многое зависит».

Осознание того обстоятельства, что допофисы в районах им необходимы, у многих местных банкиров есть. Но останавливают сомнения в рентабельности. Действительно, содержать точки продаж, филиалы, кредитно-кассовые офисы достаточно накладно. Если коммерческий банк исходит из условий рынка, то государственные исполняют распоряжение своих руководящих органов. Яркий тому пример – Россельхозбанк. Ведь вопрос присутствия на селе госбанков имеет во многом и социальный аспект. Тем не менее на вопрос о том, рентабельно ли держать допофис в районах банкиры ответили: «Если бы не было рентабельно, не было бы вообще банков в сельской местности». Специфика прибыльности на селе такова, что банки развиваются лишь до определенного уровня, не испытывая необходимости расширять сеть офисов и спектр услуг. Что касается региональных банков, для них подчас более приемлема экспансия за пределы региона.

«До тех пор, пока банки не увидят перспективы развития своих услуг в сельской местности, Сбербанк будет там монополистом. Те, кто проживает за пределами города, идут туда по уже давно сложившейся традиции. Главное – повышать грамотность населения в контроле и управлении своими финансами, поскольку этот показатель еще очень низок, как в городе, так и в деревне. Это еще одна причина того, что население больше пользуется услугами тех банков, которые знает достаточно давно», – комментирует финансовый аналитик Татьяна Кальматкина.

Президент Башкортостана призвал Сбербанк воздержаться от сокращения подразделений на территории республики до открытия подразделений федерального почтового банка, реализация стратегии которого позволит сохранить обеспеченность населения доступными банковскими услугами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем