Часть федеральных средств может достаться моногородам Башкортостана. Затраты федерального бюджета РФ на государственную поддержку моногородов в 2010 году запланированы в объеме 20 млрд рублей. Об этом сообщили во Внешэкономбанке.
При этом 10 млрд рублей будет выделено в качестве бюджетных кредитов по линии Минфина. Еще 10 млрд рублей предполагается внести в уставный капитал ВЭБа, который в дальнейшем сможет предоставить этот объем средств моногородам для реализации инвестиционных программ. Заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева подчеркнула, что программа поддержки моногородов является долгосрочной, она рассчитана на 7-15 лет.
В России насчитывается 335 моногородов, из которых 27 в 2010 году вошли в пилотный проект финансирования за счет средств федерального бюджета. В Башкортостане 12 моногородов: Благовещенск, Белорецк, Белебей, Нефтекамск, Кумертау, Баймак, Раевский, Чишмы, Агидель, Межгорье, Учалы, Салават. Здесь проживает около 16% населения региона, и производится 25% внутреннего валового продукта.
Как известно, к моногороду можно отнести населенный пункт, если 25% его трудоспособного населения работает на одном заводе и/или 50% выпускаемой продукции производится в одном месте. Именно эти территории вместе с их градообразующими предприятиями и оказались заложниками кризиса. Такие фабрики готовят продукцию, ориентированную на одного покупателя, и если у него случаются проблемы, то сбыть товар просто некому. Типичный пример – тольяттинский «АвтоВАЗ», на него по всей России работает огромное количество предприятий.
Минрегионразвития РФ выделяет три группы моногородов: в 17-ти из них достаточно сложная ситуация (но городов республики в этой категории нет), в 60 городах предкризисная ситуация, которая может ухудшиться при негативном сценарии развития экономики (в этот список из-за технологической связи с депрессивным «АвтоВАЗом» попал Белебей), в 250 моногородах ситуация стабильная, но они находятся под наблюдением Минрегионразвития РФ.
К стабильным моногородам республики относятся Благовещенск, Учалы, Салават, Белорецк. Ситуация с Белебеем и Нефтекамском сильно зависит от авторынка страны. Для поддержки власти проводят диверсификацию промышленности. В частности в Нефтекамске начали в свое время выпускать автобусы, а сейчас осваивают сборку комбайнов и тракторов, на «Автонормали» планируют наладить производство пружин.
В градообразующие предприятия городов Кумертау, Баймак, Раевский и Чишмы, согласно данным министра экономического развития РБ Евгения Евтушенко, необходимы большие инвестиции. В то же время, по словам главы ведомства, по сравнению с другими регионами в Башкортостане ситуация с моногородами спокойная и находится под контролем. Известно, что часть моногородов в России будет переселена, а большая часть – перепрофилирована. «Ни один моногород в Башкортостане переселяться не будет, для решения их проблем требуется около 30 миллиардов рублей на протяжении нескольких лет», – рассказал министр.
Самая сложная ситуация сложилась в закрытых Межгорье и Агидели, где без федеральных средств никак не обойтись. «Проблема моногородов – это самая больная тема, наверное, сегодня и для государства, и для нашей республики. Более или менее складывается ситуация по городу Кумертау: открыта хорошая кредитная линия, до 10 млн долларов, есть хорошие заказы на экспорт, нормально проходят налоговые платежи. Мы считаем, что в самых сложных условиях находится город Агидель», – отметил премьер-министр РБ Раиль Сарбаев.
В Агидели планируют построить речной порт, который составит конкуренцию всем остальным транспортным базам. Порт Агидели – очень выгодная логистическая точка. Его ввод сможет обеспечить выход в Черное, Каспийское, Балтийское моря, кроме того, ввод порта в эксплуатацию позволит активнее реализовывать федеральный проект «Урал промышленный – Урал полярный». Необходимая сумма частно-государственных инвестиций будет достигать четырех миллиардов рублей. Срок окупаемости – четыре года. Ожидается, что проект будет закончен в 2011 году. Ввод этого объекта позволит обеспечить работой 2600 человек.
При этом первыми поддержку из федерального бюджета получат российские города Тольятти, Пикалево, Байкальск и Ленинск-Кузнецкий, полагают эксперты: «В этих городах проблема стоит особенно остро, и они на высоком уровне подготовили собственные планы развития». По словам замдиректора департамента развития регионов ВЭБа Сергея Астафурова, разработчикам инвестпрограмм моногородов нужно учитывать ряд требований Внешэкономбанка. Например, ВЭБ не может финансировать проекты, если они не относятся к таким отраслям, как металлургия, машиностроение, деревообработка, сельское хозяйство, электронная промышленность, оборонно-промышленный комплекс, кроме исключительных случаев, одобренных наблюдательным советом банка. Также ВЭБ не принимает к рассмотрению проекты стоимостью не менее двух млрд рублей, при этом банк выделяет не менее одного млрд, а срок окупаемости таких проектов не должен быть меньше пяти лет. Сергей Астафуров отметил, что средства, направленные на развитие моногородов, являются возвратными. При этом, как пояснила Ирина Макиева, процентная ставка по таким кредитам будет достаточно низкой (какой именно, станет понятно в марте, когда будут рассмотрены все представленные планы).
Как сообщили в министерстве экономического развития республики, заявка на помощь Кумертау уже одобрена. Одним из наиболее перспективных среди проектов является строительство производства стройматериалов в этом городе. Здесь будут выпускаться газобетонно-шлакосиликатные строительные блоки из золошламовых отходов Кумертауской ТЭЦ. Эти блоки найдут применение в малоэтажном строительстве как в республике, так и в соседних регионах.
Во всех остальных башкирских моногородах сейчас так же готовят заявки на получение средств.