Приемные комиссии города распахнули свои двери, и перед бывшими школьниками, а ныне абитуриентами, встает, пожалуй, самый главный вопрос: «Кем стать? Какую профессию выбрать? Куда пойти учиться? В какой вуз поступать?»
Выбирая учебное заведение, стоит задуматься, какого результата вы хотите добиться на выходе. Возможно, что правильный выбор не только сделает вашу студенческую жизнь интересной и насыщенной, не только оправдает себя качественным предоставлением образовательных услуг, но и, дав престижною квалификацию, откроет новые возможности для карьерного роста.
Как показывает статистика, более половины выпускников школ (как по России, так и в Уфе) не имеют представления о том, чему хотят научиться и где потом собираются работать. Зачастую специальность выбирают за абитуриентов их родители, ориентируясь на некую моду. Однако мода – дама непостоянная. В том числе и мода на профессию – она проходит, а молодым специалистам надо потом где-то работать, как-то зарабатывать на жизнь.
Какие специальности популярны у сегодняшних абитуриентов? Смогут ли выпускники 2014 года (те, что сейчас поступают в вузы) устроиться на хорошее место? Будут ли востребованы через пять лет специальности популярные сегодня? Этим вопросам был посвящен круглый стол, организованный сайтом Ufa1.ru, собравший представителей образовательной сферы, рекрутинговых агентств и работодателей.
Мероприятие стало своего рода собранием для представителей образовательной сферы города. Пришли на круглый стол представители практически всех ведущих вузов. Они не стали отсиживаться в стороне и сразу включились в обсуждение.
«Мы – вуз отраслевой, поэтому с уверенностью могу сказать, что наши выпускники востребованы. Поскольку отрасль сейчас на плаву и, более того, она в прибыли, – говорит начальник управления по внебюджетной деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета Борис Никишин. – Это можно сказать хребет российской экономики. Но я бы хотел вот какую проблему поднять: что считать востребованностью специалистов? Мы ее измеряем на входе, в виде конкурса в вуз. Но это, скорее, не востребованность, а популярность. А востребованностью было бы правильнее называть трудоустройство наших выпускников. Было бы интересно узнать, насколько наше бизнес сообщество заинтересовано в конкретной адресной подготовке специалистов в вузах.
На примере нефтяного университета могу сказать, что наше управление, которым я руковожу, в том числе занимается и комплексными договорами, соглашениями о сотрудничестве с предприятиями. У нас есть такие формы работы, как целевая подготовка. Есть около 70 предприятий, которые с нами заключили договор о сотрудничестве. В год у нас зачисляется около 500 таких студентов, при общем бюджетном плане приема в 1200 мест. То есть можно смело говорить, что целевой набор составляет порядка 40%. Помимо этого, есть еще платное обучение, за счет предприятий».
«Танцевать надо от призвания, – уверена начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти и работе с кадровым резервом Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан Ульяна Назарова. – Потому что талантливый, нашедший себя человек всегда востребован. А вот как сделать так, чтобы люди не гнались за красивым названием и не искали легких путей, вот в чем вопрос».
Да, действительно, быть классным специалистом в своей профессиональной области всегда считалось престижным. Тем не менее мастерское владение профессией – только половина дела, ведь уровень жизни человека зависит от оплаты его работы, которая в свою очередь проистекает из востребованности конкретно взятой специальности на рынке труда определенного региона. Эта простая логическая цепь часто приводит к размышлениям как тех, кто еще только на пути к профессиональному самоопределению, так и тех, у кого этот этап уже пройден.
«Понятно, что есть специальности популярные, а есть востребованные и это совсем не одно и тоже, – соглашается менеджер по подбору и развитию персонала ОАО УМКК Галина Репина. – Существует большой перекос на рынке труда и со стороны образования, и со стороны работодателей. Не хватает специалистов технических специальностей, инженерных специальностей, руководителей, специалистов в области электричества, энергетики, тепло-энергетики. Понятно, что все сейчас стремятся получить высшее образование, неинтересно, немодно, непрестижно трудиться на рабочих позициях, но эту работу все равно нужно кому-то выполнять, и потребность у работодателей в таких кадрах есть. Чувствуется нехватка узких специалистов, например, экономисты-трудовики, специалисты по компенсациям и льготам, специалисты по животноводству».
Проблема несбалансированности рынка труда и образовательных услуг характерна для высшей школы: из 1,2 миллиона выпускников вузов порядка 40 процентов – юристы или экономисты. При этом промышленности крайне не хватает технологов, металловедов, других востребованных специалистов.
«У нас по идее на рынке труда не хватает специалистов технических специальностей, а если смотреть по данным ЕГЭ, то получается странная картина, – делится своими опасениями начальник учебного управления Уфимского государственного авиационно-технический университета Анвар Тлявлин. – Общее количество выпускников школ около 30 тысяч, из них сдавать физику изъявили желание всего чуть больше девяти тысяч, на обществознание записались около 16-17 тысяч. То есть уже на данном этапе мы можем прогнозировать, что поступать на технические специальности у нас абитуриенты не хотят. Я пять лет проработал ответственным секретарем приемной комиссии УГАТУ, и первый вопрос, который нам задают абитуриенты: «Где легче учиться?» Причем в их понимании это означает: «Где можно ничего не делать?» Трудно учиться на самом деле не потому что мы звери, а потому что их базовая подготовка оставляет желать лучшего. Поэтому я уверен, что модные специальности, куда все хотят поступить, это далеко не самые востребованные на рынке труда и самые трудоустраиваемые».
Поделились своим мнением и представители гуманитарных вузов. «В рамках нашего университета мы проводили опрос наших студентов гуманитарных специальностей, и среди прочих там был такой вопрос: «Если бы вы знали физику и математику, выбрали бы вы наш вуз?» – рассказывает доцент кафедры экономики и управления Российского государственного социального университета (филиал в Уфе) Любовь Дормидонтова. – Конечно, определенный процент ответил, что это их призвание, но очень многие отвечали, что если бы владели достаточными знаниями, то предпочли бы техническую специальность. Так что, можно сказать, это наша общая беда, а не проблема отдельного абитуриента».
Так незаметно беседа перетекла ко второму в регламенте, но отнюдь не по значимости вопросу – качеству подготовки специалистов в вузах. Об этом, конечно, лучше судить тем, кто принимает их на работу. Не расходятся ли в оценках работодатели и представители вузов?
Как оказалось, для многих это вопрос давно наболевший. Ну, нет желания у работодателей принимать на работу плохо подготовленного специалиста. А на рынке труда таких немало. И даже среди выпускников самых престижных вузов.
Непросто и определить, сколько стоит труд выпускника, ведь зачастую его невозможно потрогать и осязать. На что обращают внимание работодатели, какие специалисты им требуются, что нужно от первой работы недавним студентам, рассказали представители рекрутинговых компаний.
«Мы занимаемся созданием и оснащением лабораторий, поэтому основные специалисты, интересующие нас, – это химики либо технари с хорошим знанием химии, – говорит руководитель службы управления персоналом ЗАО «Химреактивснаб» Наталья Собко. – Как любая крупная организация мы принимаем и юристов, и программистов, то есть нас интересуют выпускники практически всех вузов и специальностей. В год через нашу службу проходит от тысячи до полутора тысяч человек из них треть это выпускники, то есть молодые специалисты. Каждому профильному специалисту мы даем тест на знание химии, состоящий из 50 вопросов, разработан он нами и не намного превышает уровень школьной программы. Например, расшифровать химическую формулу HChL или рассказать, что делать при попадании серной кислоты на кожу, или назвать агрегатное состояние йода. За последние шесть лет у нас накопилась определенная статистика: более половины выпускников не отвечает даже на треть этих вопросов.
Из года в год ситуация только ухудшается. Причем не имеет никакого значения то, какие оценки стоят у человека в дипломе. Как это ни печально, выстроился даже некий список вузов, из которых мы бы не хотели брать к себе на работу специалистов. Оттуда приходят люди, которые не один год изучали разные химические дисциплины, а результаты, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Смею предположить, что как раз эти специалисты, не найдя себя, и идут преподавать в школы, тогда становится понятно, откуда появляются такие абитуриенты».
«Что такое качество подготовки студентов? – задала вопрос присутствующим менеджер по персоналу ОАО «Нефтеавтоматика» Виктория Кузнецова. Да, есть государственные механизмы контроля, такие как тестирование и государственные экзамены, но при этом есть несоответствие между ожиданием работодателя как потребителя товара и результатом. Но в тоже время предъявлять какие-то требования за пять лет до принятия на работу мы в современных условиях тоже не можем. Поэтому в первую очередь рейтинг строится по вузам. Мы стараемся принимать на работу тех, у кого средний бал не менее 4,5, то есть по большому счету мы берем на работу просто умных ребят, которые способны обучаться. Потому что мир сегодня очень динамичный и условия работы меняются слишком быстро и невозможно их в институте научить конкретным навыкам, которые нам потребуется уже завтра. Ведь даже работая по одной специальности, тебе в одном месте нужны будут одни навыки, а в другом – другие. Потому что нет унификации с точки зрения организации процесса».
На что у представителей образовательной сферы было свое мнение. «Качество образования напрямую связано с теми экономическими процессами, которые происходят в нашей стране, – уверен проректор по довузовскому образованию Уфимской государственной академии экономики и сервиса Рашит Сафин. – Пока не будет стабильности у нас и качество выпускников будет страдать. Почему экономисты и юристы пользуются наибольшей популярностью? Да потому что эти профессии межотраслевые, они могут устроиться на любое предприятие. К тому же дело еще и в прибыльности, уверен, если бы у нас сельское хозяйство было прибыльным, то и сельхозспециальности бы стали популярными. И беды в перенасыщении рынка специалистами той или иной специальности я тоже большой беды не вижу. Ведь специалисты – это товар, пусть товара будет в избытке, пусть у работодателей будет право выбора».
Были высказаны на круглом столе и совсем уж неожиданные вещи. «Я с позиции управления, которое занимается содействием в трудоустройстве, с удовольствием бы воплотил в жизнь идею о неком аукционе специалистов, – поделился с присутствующими своей мечтой начальник управления по внебюджетной деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета Борис Никишин. – Почему бы не продавать выпускников вуза нашему бизнес-сообществу, как бы цинично это не звучало. На мой взгляд, плата за обучение на входе должна быть номинальной среднестатистической, а вот плата за готового специалиста уже совершенно другой. Конечно, сколько стоит подготовка выпускника, очень сложно подсчитать. Да, есть, конечно, и чисто экономические расчеты. Но сам специалист может стоит и миллион, и пять миллионов. У представителей работодателей это вызывает только улыбку. Но чтобы эта система заработала надо решить всего две проблемы: первая проблема заключается в том, что любой работодатель купит любую рабочую силу за высокую зарплату. И зарплата эта будет значительно меньше той суммы, которую бы пришлось заплатить вузу. Заставить работодателя купить моего выпускника я не могу. Вторая проблема внутренняя: мы можем цену за выпускника запросить любую, но я не уверен, что мы сможем его за пять лет научить тому, что будет стоить миллион, два, три… Как только эти две проблемы мы решим, так моя мечта станет реальностью».
Конечно, такое заявление не могло остаться незамеченным. Сразу же возник вопрос со стороны руководителей кадровых агентств. Заместитель директора кадрового агентства «Альтернатива» Александра Эйсмонд сформулировала его так: «Вы не боитесь, что, продавая своих выпускников за тот же самый условный миллион, вы создадите им еще больше проблем при устройстве на работу? Ведь работодатель с большим удовольствием заплатит эти деньги за специалиста, у которого есть не только диплом, но и опыт работы, человека, в которого не надо вкладывать дополнительные средства».
«Выпускники очень слабо представляют, сколько они стоят, как товар, какие обязанности они хотели бы и могли исполнять, из чего складывается оклад и та самая стоимость специалистов, – добавляет руководитель службы управления персоналом ЗАО «Химреактивснаб» Наталья Собко. – При этом минимальная зарплата, которую они хотели бы получать, 15 тысяч рублей. А ведь не секрет, что мы тратим как минимум год на обучение этого самого выпускника, уже после того, как приняли его на работу. Так что меня несколько коробит, когда говорят про выпускников, как про специалистов. Это теоретики, а не специалисты. Большинство вузов не дают в достаточном объеме практику. А без нее никуда».
А вот представители образовательной сферы неожиданно эту идею поддержали.
«Мы в БАГСУ наметили для себя несколько иной путь, не трудоустройства, а именно подбора персонала, – отмечает начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти и работе с кадровым резервом Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан Ульяна Назарова. – Потому что риски работодателя при найме на работу очень высоки. Мы еще, можно сказать, и не жили в жесткой рыночной шкуре. Поэтому привыкли, что можно взять на работу «своего» человека…
На самом деле работодатель сам придет к тому, что он будет готов заплатить не только за то, что мы обучили специалиста, но и за то, что за время обучения мы сумели его оценить. Ведь сейчас по большому счету работодатель берет кота в мешке, он не знает, кого он на работу принимает, у него нет никакой информации. Да, есть тестирование, есть методики, но этого мало. Поэтому мы в БАГСУ разработали специальную методику оценки, позволяющие получить максимальную информацию о деловых и личностных качествах студента к моменту его выпуска. Это поможет быстрее решать вопросы трудоустройства и карьерного роста студента после окончания академии, в том числе и в системе государственной гражданской службы».
«К такому решению нас подталкивает новая двухуровневая система подготовки, – дополняет Борис Никишин. – Вот честно признайтесь, кто из вас хоть одного бакалавра взял к себе на работу? Да никто не взял. Потому что они, скорее, сырье, а не специалисты. Их надо доучивать под конкретное место работы, конкретную сферу деятельности. Все ли работодатели готовы обучать их на своих производственных мощностях, имеют ли они для этого свои учебные центры? – это еще большой вопрос. Поэтому те же самые бакалавры все равно придут в вуз получать дополнительную квалификацию. То есть бизнес-сообщество обречено на сотрудничество с вузом в области подготовки. Поэтому этот миллион, о котором я говорю, это не плата за совершенного специалиста, а своего рода вклад за его непрерывную подготовку».
Профессия – товар, который должен найти своего покупателя, поэтому было бы неразумным игнорировать совершенно очевидный спрос на определенных тип специалистов при выборе будущей профессии. О том, какие специальности востребованы в Уфе сейчас, и о тех, кому сложно найти работу, рассказала руководитель отделения Kelly Services CIS Ufa Елена Валеева.
«Наименее востребованные профессии на данный момент это финансисты и банкиры. В частности, банковские специалисты по оформлению кредитов, аналитики ценных бумаг и специалисты по работе с документами заемщика, специалисты по обучению персонала, менеджеры по персоналу.
Сложно найти работу брокерам по недвижимости, менеджерам по развитию в строительных компаниях, специалистам по внутреннему пиару и менеджерам по рекламе. Сферы лидеры в падении: автомобилестроение, туризм и авиаперевозки, металлургия, химическое производство, строительство, торговля электроникой и бытовой техникой и любые новые проекты на начальной стадии. Наряду с этим сейчас есть и востребованные профессии – это риск-менеджер или кризис-менеджер, специалист по взысканию задолженностей, специалист в области IT-безопасности, внутренний аудитор компании, специалист по лизингу персонала, логист, врачи, медсестры, инженеры, учителя, рабочие специальности, менеджеры по продажам.
Что нас ждет? Квалификация и доход сотрудников скоро будут приведены в соответствие. Уменьшится дефицит кадров, работодатели повысят требования к квалификации и лояльности сотрудников и, к сожалению, студенты и малоопытные сотрудники вряд ли будут пользоваться спросом на рынке труда. В тоже время они пройдут очень жесткий, но естественный отбор, они будут гораздо сильнее, гибче и даже мобильнее, чем их предшественники, их уже не испугаешь переездом в другой город или регион».
Согласно прогнозу от Министерства образования Российской Федерации в ближайшие семь лет будут востребованы следующие профессии: физико-математические специальности, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания, информационная безопасность, естественные науки, геодезия и землеустройство, авиационная и ракетно-техническая техника, оружия и система вооружения, морская техника, автоматика и управление, безопасность жизнедеятельности и защита окружающий среды. Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средне профессиональным образованием по определенным специальностям, включая металлургию, машиностроение и металлообработку и так же сферу обслуживания.
Самым оптимистичным в прогнозе является то, что, по мнению экспертов, наука будет развиваться, и все, что связано с научными разработками, будет в приоритете.
Вместо послесловия
Круглый стол поднял массу проблем, и его участники попытались наметить дальнейшие пути решения. Действительно, данная тема вызвала большой интерес, поскольку актуальна сегодня как никогда. Это подтверждает и большое количество участников круглого стола. Но, к сожалению, не было на нем представителей от министерства образования Республики Башкортостан, а ведь многие вопросы были именно в их компетенции. К счастью, Интернет дает возможность продолжить обсуждение данной темы. И если у вас возникли какие-то вопросы или есть желание высказать свое мнение, то вполне можете это сделать на форуме или в обсуждении материала. А мы со своей стороны постараемся, чтобы ни один из них не остался без ответа.