Бизнес Налоговики обязуются рассмотреть спор до суда

Налоговики обязуются рассмотреть спор до суда

Сегодня Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан провело брифинг о преимуществах и порядке досудебного урегулирования налоговых споров...

" src=

Сегодня Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан провело брифинг о преимуществах и порядке досудебного урегулирования налоговых споров.

С 1 января 2009 года вступает в силу норма закона №137-ФЗ (вносящего поправки в Налоговый кодекс РФ) от 27 июля 2006 года об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров вышестоящими налоговыми органами.

С этого же дня налогоплательщик лишается права напрямую обратиться в суд за защитой своих нарушенных интересов. В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, законом о налоговом администрировании установлен обязательный претензионный, или досудебный, порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.

По идее административное рассмотрение должно в отличие от судебного разбирательства занимать не так много времени. На деле для одних компаний процедура длится несколько дней, для кого-то – почти год. В последние три года арбитражные суды рассматривают в среднем 395 тысяч налоговых споров в год, и весь этот поток неизбежно обрушится на региональные управления ФНС.

Справится ли с новым нововведением местная налоговая служба, об этом рассказала начальник отдела налогового аудита, и.о. заместителя руководителя УФНС по РБ Александра Костарева: «Тема достаточно интересная. Налоговые споры всегда были и будут. Количество налоговых споров увеличивается из года в год. Налоговые споры занимают большую часть, но их специфика меняется из года в год. Причина роста споров носила нередко структурный характер.

Дело в том, что ранее рассматривали споры те же люди, которые занимались контрольными мероприятиями. Не было отдельной службы. Теперь выделена служба налогового аудита, которая и занимается вопросами досудебного урегулирования».

Нужно отметить, что именно с марта 2006 года функции по рассмотрению жалоб и заявлений от налогоплательщиков на акты налоговиков ненормативного характера возложены на отделы налогового аудита. В первом полугодии управлением ФНС России по РБ рассмотрено более 400 жалоб налогоплательщиков, что на 71,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По итогам первого полугодия было удовлетворено свыше 37 процентов жалоб.

По словам Александры Костаревой, в связи с вступлением в силу новой поправки в НК РФ, с начала 2009 года налоговыми органами прогнозируется рост числа жалоб налогоплательщиков на 68 процентов. Как отметил представитель УФНС РФ по РБ, налоговые службы готовы к подобному потоку жалоб. Кроме того, Александра Костарева рассказала, что досудебное урегулирование налоговых споров широко распространено и в международной практике. Это такие страны как Австрия, Германия, Нидерланды, Индонезия. Однако, по утверждению налоговой службы, наш порядок досудебного регулирования наиболее лояльный. Возьмем Индонезию. Там жалоба рассматривается один год. У нас сокращенные сроки – 1 месяц и 15 дней. Что касается бесплатности и отсутствия пошлины в российской практике – ещё один важный момент. В Индонезии установлен ценз в размере одного миллиона местных рупий. В России этот порядок, таким образом, более лояльный.

Однако на брифинге все же созрел вопрос о следующем. Смогут ли налоговые органы рассматривать жалобы в установленные законодательством сроки, и эффективен ли подобный механизм с 37%-й удовлетворяемостью жалоб. Вопрос поступил от директора адвокатской палаты «Налоговое право», главного редактора журнала «Налоговая правда» Василия Бакулина.

Он отметил следующее: «В газете «Учет. Налоги. Право» по удовлетворяемости жалоб налогоплательщиков приведены следующие данные: в 2004 году – 38%, 2005 – 39%, 2006 – 39%, 2007 – 36%, т. е. динамика в целом по годам не меняется. На информационном сайте Высшего арбитражного суда РФ , количество рассмотренных дел в пользу налогоплательщиков составляет 70-75%. Получается арбитражные суды вдвое чаще удовлетворяют требования налогоплательщиков, нежели налоговые органы. Судебный порядок вдвое эффективнее».

Однако представитель УФНС по РБ ответила оппоненту, что все же эти 70-75% – именно из тех налогоплательщиков, которые изначально не обращались с жалобой в налоговый орган.

От автора: Возглавляя журнал «Арбитражная налоговая практика», я общалась с удивительным защитником налогоплательщиков, практикующим адвокатом и пишущим многочисленные статьи Василием Бакулиным. После брифинга мы поговорили о новой и в то же время очередной внесенной поправке в Налоговый кодекс РФ. Он мне сказал следующее: «Фактически сроки будут нарушаться, но и даже арбитражный суд допускает нарушения сроков. Однако сложившаяся тенденция, не думаю, что изменится. С 1 января 2009 года налогоплательщику станет значительно сложнее. Удовлетворять жалобы будут по-прежнему только в 37% случаев. Вдвое чаще идут на встречу налогоплательщикам суды. Не думаю, что принципиально что-то изменится».

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем