22 января суббота
СЕЙЧАС -12°С

Водить машину не рождена

Поделиться

Поделиться

Недавно был день рождения хорошей знакомой. Она сказала, что муж хочет подарить ей машину, но она боится водить. При этом у нее даже есть права. Она добавила: «У меня плохая реакция», и сделала вывод, что просто не рождена водить.

Мне эта тема близка: перед покупкой первой собственной машины я был убежден в неспособности не то что водить машину – даже тронуться на ней. Таково было наследство от нервного и, как я сейчас понимаю, бестолкового инструктора автошколы.

Одно время я задавался вопросом: есть ли люди, не рожденные водить автомобиль, и отношусь ли я к их числу. Я спрашивал у разных инструкторов и просто опытных водителей, а после того как сел за руль, смог сформулировать ответ окончательно.

Неспособных водить машину нет, если исключить болезненные состояния, физические или психологические (включая такой недуг как полное отсутствие самодисциплины). Если вы можете играть в догонялки, поймать брошенную связку ключей и запомнить номер сотового телефона, никаких проблем быть не должно. Разве что нужно учитывать возраст: директора автошкол рассказывали мне, что после 50 обучение проходит сложнее, а после 60-70 шансы снижаются практически до нуля. Но в 20-40 лет – никаких проблем.

Страх, который испытывают при вождении новички, не только не нужно искоренять полностью, но, напротив, постоянно поддерживать в себе. По крайней мере, я так делаю. Я не говорю о том, что мы должны пить валидол перед каждой поездкой и сдерживать дрожь коленей – подобный «животный» страх только вредит, но у людей без расстройства психики он длится недолго. Куда важнее другой, рациональный страх, который возникает от осознания потенциальной опасности вождения. От понимания того, что не все на дороге зависит только от тебя и что всегда нужно иметь запас на ошибку, свою или чужую. Я думаю, именно эта подспудная опаска позволяет некоторым водителям ездить по 30-40 лет без единой аварии. А именно безаварийность, а не скорость старта со светофора, отличает первоклассного водителя от посредственного.

В первый же день самостоятельной езды я процарапал борт своей «шестерки» о ворота гаража, и, естественно, расстроился. На следующее утро я посмотрел на царапину и решил ничего с ней не делать. Каждый раз я подходил к машине и вспоминал, что переоценка сил может привести к такой вот неприятности – и это в лучшем случае – так что вид царапины постоянно мобилизовал меня. Так и продал с царапиной.

Все дикие происшествия из «Сводки ГИБДД» в 90% случаев происходят с людьми, которые либо не имели подобного страха, либо в силу каких-то причин потеряли его – иногда лишь на пару минут. Бывает, едешь по трассе и видишь, как кто-то уверенно прет на обгон в конце подъема, словно видит через асфальт. Я же запомнил слова одного инструктора: если не видишь, что за склоном, считай, что там трактор. И в одном случае из ста так и будет.

Что касается реакции, то нельзя сказать, что она совсем не нужна. Реакция, координация, хорошее зрение – все это пригодится. Другое дело, что в обычных условиях требуемый уровень реакции даже ниже, чем, допустим, при езде на велосипеде. Большинство водителей делают все настолько заранее, что никаких молниеносных контрвращений руля или филигранной работы педалями просто не требуется.

Другое дело – критические ситуации. Сегодня был свидетелем того, как водитель «Приоры» сбил собаку. Может быть, среагируй он пораньше, имей лучшую координацию, спас бы животину. Но есть тонкость. Даже если вы чемпион мира по настольному теннису, чей уровень зрительно-моторной координации выше всяких похвал, совсем не обязательно, что вы такой же отличный водитель. В критической ситуации важен опыт и знание физики автомобиля, поэтому контраварийная подготовка – это отдельный курс, не особенно связанный с классическим вождением. И, наверное, бессмысленно требовать слишком многого от новичка, поэтому для начинающих водителей уровень реакции не имеет решающего значения.

Прежде чем учиться выруливать из критических ситуаций на дороге, новичкам гораздо важнее научиться не попадать в них. И здесь опять же очень полезен тот самый рациональный страх, который должен быть сильнее спешки и амбиций.

А что касается контраварии, то ей можно обучаться на собственных ошибках (но это может быть дороже, чем кажется поначалу), можно обратиться к специалистам, но в любом случае это отдельная тема, знания которой у обычных водителей никто и не требует. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

PS: я как-то спросил у раллиста Алексея Игнатова, использует ли он скоростную технику руления, овладение которой многие считают первым шагом в мир большого автоспорта. Он рассмеялся и сказал, что она полезна разве что для отработки правильного перехвата руля, а в жизни может использоваться разве что ради того, чтобы удивить стоянщика молниеносной парковкой. Гоночная машина же требует не столько быстрых, сколько точных и осознанных вращений руля, и чем быстрее она едет, тем на меньший угол приходится отклонять баранку. Так что даже гонщики чаще полагаются на умение предвидеть ситуацию, чем на чистую реакцию.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...