Ситуация на автомобильном рынке страны не дает покоя экспертам различных мастей. За последнюю неделю новостей, так или иначе связанных со статистикой и рейтингами появилось немало. Большинство из них ограничены Европой.
Так, согласно одному из обзоров, Россия занимает пятое место на континенте по объемам продаж новых машин за два месяца 2010 года. Первая тройка выглядит следующим образом: Италия, Германия и Франция, на четвертом месте – британцы. Если отдельно рассматривать февральские продажи, то победители все те же. Поменялись местами только Великобритания с Россией.
Что характерно, в прошлом году именно немецкий авторынок был крупнейшим в Европе. Эксперты связывают это с госпрограммой субсидирования утилизации старых автомобилей: до начала 2010 года она весьма успешно действовала в Германии. В этом году аналогичные программы были запущены в Италии и России, так что аналитики по опыту других стран ожидают резкого подъема продаж.
«Ассоциация европейского бизнеса в России» в своем отчете о продажах новых автомобилей за январь-февраль 2010 года приводит более детальную статистику. Взглянем поближе.
Всего за два месяца в России было продано 165 862 новых легковых автомобиля, из них на февраль пришлось 91 922 машины. В эти числа входят как отечественные модели, так и иномарки. Падение продаж относительно аналогичного периода прошлого года продолжается: на 34% за оба месяца и на 32% за февраль. Однако эксперты не унывают: положительные тенденции все же наметились.
«Обнадеживающим выглядит движение в сторону постепенного восстановления продаж: в феврале падение рынка составило 32% по сравнению с 37% в январе, гораздо более коротком рабочем месяце. При этом первые месяцы 2009 года подверглись влиянию многих неблагоприятных факторов, поэтому более точно и основательно о динамике рынка и эффективности мер государственной поддержки можно будет говорить только по результатам первого квартала», – комментирует отчет председатель Комитета автопроизводителей «АЕБ» Дэвид Томас.
Напомним, ранее аналитики ожидали более резвого восстановления рынка после новогодней «спячки»: февраль должен был оказаться более успешным для дилеров. Тем не менее, должного подъема не произошло – первые два месяца года эксперты уже успели назвать «дном».
Причина низкой покупательской активности нашлась сразу же. Дело все в той же «акции по сбору металлолома». Учитывая, сколько старых машин пылится в гаражах российских автолюбителей, неудивительно, что многие решили повременить с покупкой нового авто. Стартовавшая 8 марта программа уже принесла первые плоды: всего за несколько дней скидкой в 50 тысяч рублей успели воспользоваться порядка пяти тысяч россиян. Поэтому прогнозы еще радужнее.
«Результаты продаж начала года пока оказываются ниже, чем результаты прошлого года. Частично это обусловлено высоким уровнем распродаж складских запасов в 2009 году, – говорит вице-председатель Комитета автопроизводителей «АЕБ» Мартин ЯН. – Мы возлагаем большие надежды на госпрограмму по утилизации, которая официально начала действовать с 8 марта. От того, насколько оперативно будут доработаны оставшиеся вопросы, зависит эффективность этой программы и результаты ближайших месяцев».
Вкусы россиян, тем временем, почти не изменились. Пока многие дружно хают «тазы» на интернет-форумах и посмеиваются над владельцами «кредитомобилей», и те и другие прочно лидируют в рейтингах продаж. Понятно, что рынок подержанных машин никак не отражается в статистике «АЕБ», но и восхваляемые некоторыми автомобилистами «японцы» с повышением ввозных пошлин потеряли значительную долю популярности. Тем более, и прежде такие машины «населяли» в основном Дальний Восток.
Судя по продажам новых машин, из отечественных марок хорошо себя чувствует только Lada, которая вот уже который год прочно держится на первом месте. «ГАЗ» занимает лишь восьмую строчку, «УАЗ» – тринадцатую. Впрочем, «УАЗу» пророчат в ближайшее время резкий подъем продаж: недавно производитель объявил о возобновлении выпуска внедорожника «УАЗ-469». Такой вездеход (а продаваться он будет по весьма привлекательной цене – порядка 300 тысяч рублей за базовую комплектацию) обещает пользоваться высоким спросом как у ностальгирующих по старым добрым временам автомобилистов и любителей джиппинга, так и среди простых покупателей, предпочитающих «танки» прочей автомобильной «мелочи».
Десятка брендов-лидеров выглядит следующим образом:
* - включая продажи легкого коммерческого транспорта по данным «Ассоциации европейского Бизнеса в России»
Нетрудно заметить, что большинство из представленных производителей имеют модели, которые производятся либо собираются в России. К тому же тот факт, что в статистику вошли и коммерческие автомобили, добавил очков «ГАЗу», «Форду» и ряду других производителей: не секрет, что именно «Газель» и «Ford Transit» на сегодняшний день наиболее востребованы для маршрутных перевозок в городах, тем более что, с тех пор как появились первые «Газели», прошло довольно много времени, и перевозчикам уже пора обновлять автопарки.
Куда интереснее выглядит статистика по наиболее популярным моделям. По сравнению с прошлым годом, когда первые места традиционно занимали одни и те же модели, всего за два месяца наступившего года иномарки не только начали наступать на пятки отечественным моделям, но и сумели вырваться вперед. Неважно, что из первой десятки девять моделей собираются в России (исключение, как всегда, составляет лишь Daewoo Nexia, что неудивительно).
По данным «Ассоциации Европейского бизнеса в России»
Первые два места, как и прежде, занимают две модели Lada – Priora и Samara. Следующий за ними Renault Logan уже буквально дышит в затылок: если год назад отрыв был куда ощутимее, теперь он на порядок сократился. Популярность «Логана», по мнению некоторых аналитиков, в ближайшие месяцы будет только расти. Оптимистические прогнозы предрекают этой модели второе место по продажам уже через два месяца, пессимистические – полгода. В любом случае, у «Логана» большое будущее.
«Калина» теряет былую хватку: достаточно обратить внимание на отрицательную динамику. Следом идет «Фокус», хотя и уступает вазовской «классике» по февральским продажам, тем не менее, с начала года разошелся большим тиражом, чем Lada 2105/07.
Куда удивительнее выглядит положение Hyundai Accent: эта модель весь прошлый год стабильно находилась в первой десятке. Сейчас она занимает лишь 23-ю строчку рейтинга.
Март, половина которого уже благополучно прошла, может перевернуть все с ног на голову. Уже сейчас в автосалонах выстроились очереди из желающих принять участие в программе утилизации: такого ажиотажа не было уже давно.
Следовательно, через месяц статистика будет еще интереснее. Поживем – увидим.