Авто Динар Гильмутдинов, начальник управления УГИБДД МВД по РБ, полковник милиции: «В прошлом году нам удалось стабилизировать ситуацию на дорогах республики»

Динар Гильмутдинов, начальник управления УГИБДД МВД по РБ, полковник милиции: «В прошлом году нам удалось стабилизировать ситуацию на дорогах республики»

" src=

В УГИБДД МВД по РБ подведены итоги оперативно-служебной деятельности госавтоинспекции за 2008 год. Более подробно о работе одного из ведущих ведомств МВД Башкортостана рассказывает начальник управления полковник милиции Динар Гильмутдинов.

Динар Загитович, не секрет, снижение аварийности – главная задача службы. 2008-й оказался годом, когда впервые за последнее время удалось «сбить» аварийность. Причем не по отдельным показателям, а по всем основным.

– В прошлом году нам удалось несколько стабилизировать ситуацию на дорогах республики, а к концу году – уменьшить количество ДТП и сократить числа погибших и травмированных в них людей. Тем не менее в 2008 году не оказалось ни одного дня, чтоб в дежурную часть не поступила информация о ДТП.

40% автоаварий произошло на территории столицы республики. Рост показателей отмечается лишь по одному виду аварийности – ДТП по вине водителей-женщин. На 26 случаев больше зарегистрировано автодорожных происшествий, виновницами которых стали представительницы прекрасного пола. В то время как аварийность по вине водителей – мужчин сократилась на 164 факта. Нетрезвое состояние водителей, совершивших 303 ДТП, стало причиной гибели 54 и ранений более 400 человек.

Легкомысленность и героизм за рулем новоиспеченных водителей со стажем управления транспортным средством до одного года стали причиной гибели 54 и травм различной степени тяжести 672 человек. При этом в 22 случаях неопытность водителей сопровождалась их нетрезвым состоянием. Лихачество автолюбителей с опытом вождения до трех лет послужило причиной 800 ДТП. Их жертвы – 1200 человек, 80 из которых были травмированы смертельно.

Да, число ДТП сокращается, тем не менее глобальных изменений не видно – 677 жизней унесли автопроисшествия на дорогах.

Как считаете, с чем это связано?

– Объективно надо отметить, что аварий становится меньше, несмотря на то, что в республике продолжался весьма бурный рост автопарка. И это видно просто со стороны, без всяких подсчетов. Особенно в Уфе. Причем речь идет не только о количестве машин на улицах. Меняется состав транспорта. Если сравнивать с советскими временами, когда раньше значительную часть парка составляли мотоциклы, то сейчас – легковые автомобили.

На начало текущего года в Республике Башкортостан было зарегистрировано почти 1250 тысяч единиц транспортных средств. При этом в последние годы продолжились наметившиеся с 1998 года значительные количественные изменения, выраженные снижением численности мототранспорта и ростом автопарка. Только за 2008 год количество легковых автомобилей увеличилось на 9,2%. Вместе с тем на 2,5% сократилось число грузовых автомобилей и на 3,3% – автобусов, на 8,9% – мототранспорта.

Каждые девять из десяти автомототранспортных средств находятся в собственности физических лиц. За год их количество увеличилось на 7%, а общая численность достигла более 1060 единиц. Количество транспортных средств в собственности юридических лиц за год уменьшилось на 2,7%.

Общая тенденция структуризации автопарка республики– рост доли импортных автомобилей. Эти изменения являются постоянными и устойчивыми. Так, если пять лет назад в республике было зарегистрировано всего 71 718 иномарок, или 2,6% от автопарка республики, то в прошлом году их численность достигла почти 210 тысяч единиц. Только за последний год количество таких легковых автомобилей увеличилось на 63,7%. Каждое пятое автотранспортное средство из общего числа эксплуатируемых в республике – иностранного производства.

Прогресс вроде бы налицо. Но с другой стороны, мы сталкиваемся с проблемой старения парка. Все больше машин, которые не удовлетворяют современным техническим требованиям.

Огромными темпами растет интенсивность движения… А аварийность тем не менее падает. Можем ли мы в этой связи говорить о нормативных документах, получивших более высокий статус, и тем самым сказавшихся на снижении смертности на дорогах?

– Абсолютно верно. Кривая смертности на наших дорогах остановилась и пошла на убыль во многом благодаря тому, что связанные с этой проблемой вопросы решаются в высших эшелонах российской власти и на уровне правительства нашей республики.

Я считаю, главное, что удалось сделать нашему руководству в лице департамента обеспечения БДД МВД России, МВД по Республике Башкортостан – это придать всем документам, регламентирующим автомобильную жизнь, статус правительственных. Сегодня мы строим свою работу в тесной связи с правительственной комиссией по безопасности дорожного движения, законом РФ «О безопасности дорожного движения», ПДД, КоАП РФ, а также федеральная и республиканская целевые программы.

И это очень серьезно. ГИБДД наконец-то перестала быть единственной службой, которая и определяла все правила игры, и несла ответственность абсолютно за все, что происходит на дороге. Сегодня эту ответственность разделили с нами и другие министерства и ведомства. Они постоянно отчитываются перед упоминавшейся комиссией и регулярно в случае просчетов или недобросовестности, мягко говоря, имеют бледный вид. А решения этой комиссии, кстати говоря, обязательны для исполнения. Так что теперь многие главы городских округов и муниципальных образований понимают, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения не только ГИБДД, но и их.

Может быть, их даже в первую очередь. Отрадно отметить, что в некоторых городах и районах стали серьезнее решать эти проблемы. Руководители с максимальным пониманием сложности вопроса отнеслись к его решению. Мы встретили своих единомышленников в процессе многих целенаправленных мероприятий: начиная от профилактики детского дорожно – транспортного травматизма в деле проведения различных мероприятий, строительства автогородков и автоплощадок для занятий детьми по правилам движения, заканчивая такими грандиозными действами, как ремонт старых и строительство новых дорог… Но, повторюсь, к огромному сожалению, это не повсеместно. В итоге, в первую очередь, страдают, конечно, участники дорожного движения.

Кстати, расскажите о ходе реализации республиканской целевой программы «Безопасность дорожного движения на 2007–2009годы».

– Наша республиканская целевая программа была принята 29 декабря 2006года во исполнение постановления правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 ««О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Концентрация усилий на обозначенных программой проблемах позволила нам уже по итогам 2007 года добиться снижения основных показателей в сфере безопасности дорожного движения по общему количеству ДТП на 1,7%; числу погибших на 3,4%, раненых – на 2%.

Условием достижения этого результата явились меры, направленные на оптимизацию дорожной инфраструктуры. В первую очередь, это проводимое пристальным вниманием руководства республики масштабное расширение улично-дорожной сети в городах. В этот же период аналогичные работы были проведены на участках федеральных автодорогах, ранее характеризовавшиеся как места концентрации дорожно-транспортных происшествий. При этом на данные цели только в 2008 году бюджетом республики было выделено более четырех млрд рублей.

Нами были приняты меры, направленные на пресечение нарушений ПДД, влекущих наиболее тяжкие последствия. Так, в 2007 году сотрудниками ГИБДД свыше 35 тыс. водителей были привлечены к административной ответственности за превышение скоростных режимов свыше 60 километров в час.

В результате этого снижение числа погибших по причине превышения скорости составило 26,4%. В текущем году положительная динамика была сохранена и составила 3%. Активность данной деятельности была подкреплена процессом оснащения нарядов ДПС средствами фото-видеофиксации нарушений ПДД. В настоящее время на нашем «вооружении» состоит 79 приборов «Визирь» и 21 система «Арена-П».

В рамках выделенного финансирования министерством внутренних дел по Республике Башкортостан были проведены профилактические акции «Внимание, дети!», «Внимание, пешеход!», «Вежливый водитель», «Зебра». К проведению акций широко привлекались информационные и рекламные агентства, соответствующие материалы размещались в средствах массовой информации.

В целях создания безопасных условий для детей и подростков были изготовлены светоотражающие приспособления для размещения на элементах одежды. Так называемые «фликеры» были распространены среди дошкольников и школьников младших классов.

Организовано обучение сотрудников дорожно-патрульной службы приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий с привлечением специалистов кафедры скорой медицинской помощи Башкирского государственного медицинского университета.

В 2008 году на средства республиканской целевой программы министерством внутренних дел был приобретен патрульный автотранспорт. Продолжена работа по проведению профилактических акций. На базе Уфимского государственного нефтяного технического университета проведен семинар сотрудников дорожного надзора подразделений ГИБДД республики с привлечением специалистов дорожных, строительных и проектных организаций.

Принимаемые меры, наряду с усилением административного воздействия на участников дорожного движения, позволили к концу прошлого года снизить аварийность на 3,4%, число погибших в них участников дорожного движения – на 9,7%, раненых – на 4,8%.

Говоря о проведенной работе, мы отмечаем наметившиеся первые позитивные тенденции, и они преимущественно имеют социальный аспект. Это и сокращение числа погибших, это и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, и сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. Это, на мой взгляд, первый и самый главный результат предпринимаемых усилий в рамках реализации республиканской целевой программы.

Прошлый год был ознаменован «громкими» результатами проводимых службой ГИБДД профилактических операций на пассажирском автотранспорте. Насколько повлияли эти спецмероприятия на уровень дисциплины водителей автобусов?

– Сегодня, объективно оценивая положение дел, складывающееся в сфере организации и обеспечения безопасности пассажирских перевозок, необходимо признать, что ситуация в данном направлении остается достаточно сложной.

В настоящее время автобусный парк в республике насчитывает более 23 тысяч единиц, половина из которых эксплуатируется в Уфе.

Из 90 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей автобусов, произошедших с начала года, более чем две трети (76,7%) совершены на улично-дорожной сети столицы республики.

Одним из определяющих факторов, оказывающих существенное влияние на состояние аварийности на пассажирском транспорте является переизбыток автобусов малой вместимости, принадлежащих физическим лицам (так называемых маршруток), зачастую работающих с нарушениями правил безопасности. Особенно остро данный вопрос стоит в городе Уфа, где частные перевозчики осуществляют свою деятельность на 28 маршрутах. Данной категорией перевозчиков в текущем году совершено 42% дорожно-транспортных происшествий от их общего количества.

Кроме того, эксплуатация автобусов малой вместимости в городе Уфа ввиду ограниченной пропускной способности улично-дорожной сети создает ограничения в движении всего транспортного потока, способствует совершению нарушений правил дорожного движения водителями данной категории.

Использование автобусов малой вместимости, принадлежащих, как правило, частным перевозчикам, не имеющих необходимую материально-техническую базу, создает повышенную опасность пассажирских перевозок.

Подразделениями Госавтоинспекции республики ведется целенаправленная профилактическая работа по контролю за безопасностью дорожного движения на пассажирском транспорте.

В целом за прошлый год сотрудниками подразделений ГИБДД при выпуске автобусов на линию проверено 1402 пассажирских автопредприятия; осуществлено 963 плановых и внеплановых проверки пассажирских автопредприятий. По результатам этих проверок выдано 3682 предписания на устранение выявленных недостатков, по результатам которых контрольные проверки проводились 3167 раз; за не исполнение требований предписаний к административной ответственности привлечено 2495 должностных и юридических лиц автопредприятий.

В целях профилактического воздействия на складывающуюся ситуацию, согласно указаниям ДОБДД МВД России, сотрудниками подразделений ГИБДД республики, совместно с другими надзорными ведомствами в два этапа с 16 по 30 апреля и с 8 по 21 сентября была проведена федеральная оперативно-профилактическая операция «Автобус», в ходе которой было выявлено более 14 000 нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями автобусов, в том числе 16 фактов управления водителями, не имеющими соответствующей категории «Д». Запрещена эксплуатация 3433 неисправных автобусов. 335 автобусов эксплуатировались с не пройденным очередным государственным техническим осмотром.

Выявлен 71 факт незаконного выполнения лицензируемых видов перевозок. Проведено 186 плановых и 129 внеплановых проверок пассажирских АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами. Проведено 552 проверки пассажирских АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, при выпуске транспортных средств на линию. Привлечено к административной ответственности 412 должностных лиц. Направлено 453 предписания должностным лицам автопредприятий и 86 представлений в органы государственной и муниципальной власти. В рамках межведомственного взаимодействия в Управление автодорожного надзора направлены 33 информации.

В целях пресечения фактов оказания услуг населению, не отвечающих требованиям безопасности, владельцами и водителями автобусов, в республике активизирована практика привлечения указанных лиц к уголовной ответственности по ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). С начала 2008 года по данной статье возбуждено 11 уголовных дел, из которых 9 направлены в судебные органы, остальные находятся на стадии расследования.

Активизирована работа по выявлению административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.5 ст. 30 «Нарушение правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным, транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, правил организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа» Закона РБ №84-з от 04.06.2004 г. «Об административных правонарушениях». Ежедневно выявляется 35-40 таких нарушений.

В исполнение п.2.5. решения МВД по РБ №41/2-2027 от 6.11.2008г. организованы внеочередные проверки пассажирских автотранспортных предприятий на предмет готовности автобусов к зимнему периоду эксплуатации, особое внимание обращено на предприятия, обслуживающие школьные автобусы. В ходе проверок проведены беседы с инженерно-техническим и водительским составом по вопросам обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Нарядами ДПС обеспечиваются сопровождение колонн автобусов, осуществляющие организованные перевозки детей.

Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан работа по обеспечению безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте взята на особый контроль.

Вы говорили про водительскую дисциплину среди выпускников автошкол. Судя по статистке аварийности, вчерашние курсанты сегодня «создают погоду» на дороге. Какова роль сотрудников ГИБДД в подготовке человека к управлению автомобилем?

В соответствии с приказом МВД России №782 от 20 июля 2000 года, который утвержден постановлением правительства от 15 декабря 1999 года №1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» с регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД сняты функции контроля за подготовкой водителей транспортных средств непосредственно в учебных заведениях. Сотрудники экзаменационных подразделений осуществляют лишь прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

Вместе с тем, жесткий контроль нами осуществляется при проведении этих самых квалификационных экзаменов. Так, в прошлом году из более чем 235 тысяч кандидатов в водители с первого раза право управления транспортными средствами получили только 86 тысяч человек, или каждый третий.

Информация по фактам ненадлежащей подготовки молодых водителей направляется нами в Министерство образования республики, на которое возложены функции выдачи лицензий учебным заведениям и контроля за учебным процессом.

В плане контроля за подготовкой кандидатов в водители в процессе их обучения УГИБДД МВД по РБ осуществляет контрольно-надзорные функции на предмет соответствия материально-технической базы учебных организаций установленным требованиям (Программы подготовки водителей транспортных средств) в процессе лицензирования.

На одной из пресс-конференции вы сказали, что длинные очереди в регистрационно-экзаменационные подразделения канут в Лету. На самом деле отзывы граждан изменились в положительную сторону, и большинство автолюбителей подтверждают ваши слова. Не отразилась ли экономическая ситуация в стране на способности населения приобретать автотранспорт?

– Во-первых, надо признать следующий факт: совсем избавиться от очередей невозможно. Хотя бы по тому, что все регистрационные действия, так или иначе, будут занимать определенное время. Ведь мы обязаны проверять любое транспортное средство по базе угнанных авто, сверять номера узлов и агрегатов, проверять документы. Упрощать эту процедуру нельзя. В прошлом году при проведении регистрационных действий сотрудниками ГАИ выявлено 11 единиц угнанного и похищенного транспорта. Изъято семь поддельных документов. Установлены 44 единицы транспортных средств с измененными узлами и агрегатами.

А что касается нынешней кризисной ситуации, то могу сказать следующее: за первые рабочие дни 2009 года число граждан, прибывающих для регистрации автомототранспортных средств, нисколько не уменьшилось. Количество регистрационных действий осталось на прежнем уровне.

Динар Загитович, согласны с мнением, как человек управляет, так он и живет?

– Абсолютно. Человек не может себя «переделать» по пути от дома к автомобилю. Каков он в повседневной жизни, так же он ведет себя и за рулем. Агрессия порождает себе подобное, и наоборот… А дорога – это своеобразное зеркало «самочувствия» участников дорожного движения. Представьте, 31 декабря в республике было совершено 17 ДТП, в которых погибли четверо и травмированы 17 наших соотечественников. Первый день нового года оказался еще более трагичным: в ДТП погибли шестеро и покалечены 20 человек. Резко увеличилось число наездов на пешеходов. Всплеск пришелся на вечернее и ночное время. Невнимательность и грубое нарушение правил пешими участниками движения – основные причины данного вида автодорожных происшествий.

За последние дни все чаще регистрируются автоаварии по вине нетрезвых водителей. В то время как ежедневно инспекторами ДПС задерживаются в среднем 150-200 человек, управляющих автомобилями в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим обращаюсь к нашим читателям: не позволяйте вашим родным и близким управлять нетрезвыми. И пассажирам не рекомендую садиться в салон к пьяному водителю. Услуги общественного транспорта – не роскошь, при необходимости можно вызвать такси. По крайней мере, этим вы сохраните себе здоровье и жизнь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем