Все новости
Все новости

«Аль-Каида» против Дакара

Автомобильный новый год начался с невероятного: юбилейный «Дакар-2008» отменили. Решение грянуло как гром среди ясного неба...

Поделиться

Грустная хроника событий

По территории Мавритании (которая, кстати говоря, является бывшей французской колонией) должны были проходить восемь из пятнадцати этапов юбилейного ралли. Обстановку в стране благостно-спокойной не назовешь, однако в число «горячих точек» она не входит. Последний месяц 2007 года стал роковым для французских туристов. В начале декабря два человека были убиты и четверо ранены на севере Мавритании во время приключенческого тура на воздушных шарах, организованного французской компанией. Перед самым новым годом случилась еще одна трагедия: 24 декабря в 250 километрах от столицы страны Нуакшот было совершено вооруженное нападение на еще одну группу французских туристов, выехавших на пикник, в результате которого четыре человека погибли и пятеро получили ранения. Нападавшие отобрали у туристов деньги и открыли огонь из автоматического оружия, после чего скрылись на старой машине «Мерседес-Бенц».

27 декабря директор гонки Этьен Лавинь в срочном порядке вылетает в Нуакшот и получает от властей гарантии обеспечения безопасности маршрута ралли. Появляется первая информация о возможных виновниках трагедии: по данным мавританских властей двое из трех нападавших связаны с «Салафистской группировкой проповеди и джихада» (СГПД), называющей себя «отделением «Аль-Каиды»* в странах исламского Магриба».

На следующий день министерство иностранных дел Франции рекомендует своим гражданам отказаться от поездок в Мавританию, но никакого упоминания об участниках ралли нет и ничего не предвещает дальнейшего развития ситуации.

3 января эти рекомендации носят уже настоятельный характер и обращены не только к туристам, но и к непосредственным участникам «Дакар-2008». Подогревают атмосферу «настоятельные рекомендации» со стороны террористов, угрожающих нападениями на участников и зрителей. На следующий день объявляется об отмене гонки.

Несостоявшийся юбилей

В 2008 году самому-самому во всех отношениях автомарафону исполняется тридцать лет. Первая гонка по маршруту Париж — Дакар началась 26 декабря 1978 года, трасса проходила через Алжир и несколько центральноафриканских стран. Отсев участников был впечатляющим: из 182 единиц техники (автомобили, грузовики и мотоциклы) до Розового озера добрались только 74. В первой же гонке участвовали две наших «Нивы», ведомые, правда, французскими экипажами. Наша команда дебютировала на «Дакаре» в 1990 году, когда заводская команда КамАЗа попробовала свои силы в марафонах. Дальше было семь побед в самом тяжелом рейде в мире и слава грузовика-легенды. Первые российские «джипперы» на африканских просторах появились в 1994 году.

Юбилейный «Дакар» обещал быть рекордным по количеству участников. Утром 5 января на старт в Лиссабоне к стенам древнего монастыря иеронимитов должно было выйти 245 мотоциклистов, 20 квадроциклистов, 205 экипажей автомобилей и 100 экипажей грузовиков. Рекордным могло бы быть и число представителей России — 33 человека.

Общая протяженность запланированного маршрута составляла 9 273 километра, причем 5 736 из них приходились на спецучастки, расположенные на территории четырех стран — Португалии, Марокко, Мавритании и Сенегала. В отличие от предыдущих гонок было решено разделить маршруты для мотоциклов, автомобилей и грузовиков, дабы избежать повторений трагических инцидентов, таких как авария грузовика Владимира Чагина. Кроме того, Этьен Лавинь пообещал участникам гонки очень много песка, в отличие от прошлого года. Благим начинаниям сбыться, к сожалению, оказалось не суждено.

» src=

» src=

Поделиться

Русское чудо

Для многих людей при упоминании о Дакаре первой ассоциации будет не африканское государство Сенегал, столицей которого этот город является, а силуэт рассекающего пески «Камаза». Команда «Камаз-Мастер» на сегодняшний день — это самый титулованный, самый профессиональный, самый известный в мире отечественный экипаж. Семикратные обладатели золотого «Бедуина» с полным правом рассчитывали на победу и в этих соревнованиях, боевой грузовик был значительно модернизирован с учетом изменившихся требований технического регламента «Дакара-2008».

Главное отличие нового «Камаза 4326–9» от предыдущей модели 4911 Extreme — смещение на 400 мм двигателя в сторону задней оси, разрешенное новой спецификацией. Вслед за двигателем на 200 мм назад сместилась и кабина, укоротив таким образом передний свес. Улучшенная в результате частичного вхождения тяжелых агрегатов в базу развесовка по замыслу конструкторов должна была помочь справляться с обещанным Этьеном Лавинем песком.

Изменения коснулись подвески. Новые амортизаторы положительно сказались на плавности хода, а переработанная подвеска кабины не менее положительно скажется на здоровье экипажа. Сам грузовик стал заметно легче: без топлива, запасных частей, снаряжения и экипажа его масса составляет 8,5 тонн (максимально разрешенная новыми ограничениями). Это на 500–700 кг больше по сравнению с основными соперниками.

Еще одно обещание организаторов — уделить пристальное внимание экологии — подвигло на серьезное уменьшение дымности 750-сильного турбодизеля. Из-за уменьшения подачи топлива снизилась мощность, однако ситуацию удалось частично исправить. Как видно, времени на окончательную доработку теперь более чем достаточно.

Шансы на реализацию имеет и еще одна новинка. По замыслу конструкторов на помощь гидроусилителю руля приходят три гидроцилиндра: один помогает поворачивать правому колесу, второй работает гидроотбойником, смягчающим приходящие на руль удары от колес, а третий позволяет выключить передний стабилизатор поперечной устойчивости. Все что требуется — разрешение на использование такой схемы, в таком случае подобные системы будут установлены на все боевые машины.

Кто ответит?

О реакции участников гонки на решение организаторов догадаться несложно. Шокированные спортсмены принялись подсчитывать убытки, которые исчисляются сотнями тысяч долларов. Пришлось менять всю логистику, покупать обратные билеты, отправлять обратно машины и грузы. Организаторы, квалифицировав ситуацию как форс-мажор и сославшись на соответствующий пункт в контракте с участниками гонки, согласились лишь на частичное возмещение убытков. По словам гонщиков, сумма возмещения — капля в море, да и потерянные надежды и потраченные нервы возместить уже точно не удастся.

Кроме самих гонщиков компенсации потребовали муниципалитеты двух португальских городов: Портимау и Бенавенте. Вообще многим отмена ралли менее чем за сутки до старта кажется очень странной. Основную вину перекладывают на французов, вспоминая заявление организаторов, в котором говорится, что решение принято после «переговоров с французским правительством» и «получения его твердых рекомендаций». Несмотря на то, что легендарная гонка не проходит по территории Франции, вес этой страны в организации огромен.

В стане «Камаз-Мастер» царит уныние, сами спортсмены называют произошедшее не иначе как трагедией. Ведь наступивший 2008 год по инициативе мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова объявлен в городе годом команды «Камаз-Мастер». Руководитель команды Семен Якубов в ответ на такой широкий жест сделал заявление: «В этом году мы едем на «Дакар» прежде всего для того, чтобы вернуть статус чемпионов». Не вышло. Угнетает и неопределенность формулировок организаторов — не понятно, отменили ли гонку окончательно или просто перенесли. Есть, правда, уже обещания по поводу следующего ралли — об изменении маршрута.

Однако экипажи все-таки намерены попасть в этом году в Африку и обкатать новые грузовики в песках Марокко. «Такое решение было принято на только что завершившемся собрании команды», — сообщил директор по информационной политике ОАО «КамАЗ» Владимир Самойлов. После тестов автомобили через Испанию, Францию, Германию и Скандинавию перегонят в Россию. Сами гонщики собираются принять участие в летнем ралли «Санкт-Петербург — Пекин-2008» — хоть какая-то моральная компенсация.

* Запрещена в РФ

По теме

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter