Понедельник, 18 декабря, предрассветный час. По тёмным скользким переулкам жители улицы Зорге стекаются на проспект Октября и с надеждой вглядываются в потоки машин: горожане, привыкшие ездить на работу на троллейбусах, в автобусных маршрутах ориентируются с трудом. А ждать троллейбуса или трамвая сегодня бессмысленно: второй раз за две недели город-миллионник оставили без электротранспорта.
Заместитель генерального директора МУЭТ Александр Рябов рассказал Ufa1, за какую провинность горожан лишили трамваев и троллейбусов и не грозит ли городу остаться вообще без электротранспорта.
Почему нет троллейбусов?
С самого утра понедельника, 18 декабря, в городские паблики сыплются негодующие реплики.
— 255-ю маршрутку утром ждала 27 минут, в пазик попала штурмом, народу как семечек в кармане, — возмущалась уфимка Лисса Т. — Внутри толчея, невыносимый запах выхлопных газов. Водитель пару остановок пропустил, а высаживал метров за 30 за остановкой.
Отсутствие электротранспорта уфимцы переживали остро. Еще бы, невыход на маршрут 120 троллейбусов и 80 трамваев рабочий люд прочувствовал на собственных боках. Что уж говорить о стариках и школьниках, для которых электромобили являлись единственно доступным средством передвижения.
— Движение электротранспорта на сегодняшний день прекращено в связи с прекращением подачи электроэнергии на контактную сеть, — рассказал заместитель генерального директора МУЭТ Александр Рябов. — Вопрос решается на уровне города, надеемся, что завтра-послезавтра поедем.
За что отняли электричество?
Как рассказал Александр Сергеевич, как и две недели назад, электричество отключили из-за долгов.
— У нас здесь две организации, могу ответить за нашу: по состоянию на сегодняшний день МУЭТ должен 15,6 миллиона рублей, — пояснил заместитель директора. — К сожалению, общественный транспорт никогда не был самоокупаемым и всегда убыточен. Нашей выручки хватает, чтобы обеспечить зарплату работникам МУЭТ, а ещё необходимо оплачивать налоги, расходы ресурсоснабжающим организациям, покупать материалы, запчасти и т. д. Поэтому без финансирования из бюджета не обойтись. Несвоевременное финансирование, в том числе за перевозку льготной категории пассажиров, и привело к долгам таких масштабов.
Чем на время простоя заняты сотрудники МУЭТ?
Когда в пятницу, 15 декабря, поставщик энергии оповестил МУЭТ о прекращении подачи электричества, предприятие с горем пополам отработало практически до конца рабочего дня. А дальше деваться было некуда: с субботы кондукторов и водителей отправили в административные отпуска.
— Обеспечить всех хозяйственной работой на местах в депо мы не можем — в штате 320 водителей и 275 кондукторов, ремонтно-вспомогательный персонал, инженерно-технические работники, поэтому пришлось идти на крайние меры. Вымыли весь транспорт — только в этом депо у нас 95 троллейбусов — подготовили к рейсу: осмотрели, провели мелкий ремонт и ушли по домам ждать, — рассказал Александр Рябов. — Все в боевой готовности: как только подадут электроэнергию, движение в течение часа-полутора будет восстановлено. Конечно, в зарплате люди потеряют. Ведь на зарплату ещё заработать надо. А такие меры, имею в виду отключение энергии, лишают нас возможности не только заработать, но и покрыть долги: за три дня простоя мы потеряли порядка 1,5 миллиона рублей.
Пустят ли троллейбусы с молотка?
В управлении электротранспорта надеются, что в ближайшие дни электричество транспорту всё же вернут и до торговли транспортом с молотка дело не дойдёт.
— Долги — единственная наша головная боль, — сокрушаются в МУЭТ. — Проблемы с подготовкой подвижного состава к работе на линии, обучением водительского состава решаются. Выкручиваемся, как можем. Городу отказаться от электротранспорта? Такой возможности даже не рассматриваем.
Вернут ли пассажирам деньги за проездные?
В официальной группе МУЭТ «ВКонтакте» даже появилась грустная информация, мол, вернём деньги за проездной. Но, как пояснил Александр Сергеевич, информацию в группе передали искаженную:
— Немного не так: не вернём деньги за проездной, а продлим их действие за те дни, что трамваи и троллейбусы не работали.
Добавят ли на маршрут автобусы?
В городской мэрии оценили масштабы произошедшего бедствия и обещали пустить по городу дополнительные рейсовые автобусы, особенно там, где нет альтернативы — по улицам Дмитрия Донского, Зорге, Сун-Ят-Сена, Горького, Нежинской, Аксакова и Кольцевой.
— Переговоры с «Энергосбытовой компанией» по вопросам погашения задолженности МУЭТ продолжаются. Текущий долг предприятия — за ноябрь 2017 года, бОльшая часть долга погашена. На сегодняшний день изыскиваются финансовые возможности погасить долг полностью, — рассказали в пресс-службе уфимской мэрии. — В среднем на 10 процентов усилен состав автобусов большой вместительности. Однако есть улицы, на которых из-за особенностей трафика и технических особенностей улиц невозможно пустить большеформатные автобусы — например, Мингажева или Сун-Ят-Сена.