Корреспонденты Ufa1.ru прогулялись по закрытому для посторонних глаз объекту – автомобильному тоннелю, который должен соединить две трассы (М-5 и М-7), и выяснили, как скоро он будет достроен.
Перед тем, как спуститься под землю, нам провели инструктаж по технике безопасности. Затем вручили комплект рабочей одежды, включающий резиновые сапоги, комбинезон, куртку и каску, а также фонарик. Экскурсию согласился провести начальник участка Глеб Птицын.
Горные работы здесь ведет ФГУП «Управление строительства №30». Строительство четырехполосного автодорожного тоннеля, который будет выходить на склон горы перед рекой Уфа, протяженностью 1245 м началось в 1992 году. В 2004 году работы были приостановлены из-за дефицита финансирования. Пару лет назад намерение вложиться в проект выразили инвесторы из Китая. И судя по тому, что зарубежные партнеры уже несколько раз приезжали на объект, настроены они серьезно.
Сейчас здесь ведутся проходческие работы по основному сечению тоннеля, справа и слева от него будут расположены два тоннеля – «Северный» и «Южный», по две полосы движения в каждом.
– Технология строительства такая: временная крепь разрушается, наезжает опалубка и бетонируется основное сечение тоннеля. Порода убирается, делается гидроизоляция, ставится каркас и бетонируется опалубка, – рассказывает Глеб Птицын.
Горное давление высокое, грунты здесь неустойчивые, поэтому все сечение сразу разрабатывать нельзя – может обрушиться, нужно сразу закрепить. Порода начинает осыпаться даже от воздуха.
– «Заходка» составляет 1 метр: поставили арку временного крепления, провели наброс бетона, поставили сетку, и только когда здесь укрепили, горнопроходческий комбайн может двигаться дальше, – говорит строитель.
– Вот наша основная погрузочно-транспортная машина ПД-8, доставляет сюда материалы, – говорит начальник участка. – Опалубка идет по рельсам, и можно тоннель метров 20 в месяц строить. Я думаю, это будет оптимальная скорость.
– На этом уровне будет дорожное полотно, – показывает начальник участка. – По краям будут расположены пешеходные дорожки, а через каждые 50 метров – специальные камеры для необходимого оборудования и освещения. На стенах тоннеля будет покрытие, защищающее поверхность от выхлопов автотранспорта.
Лужи, которые встречаются на некоторых участках, как объяснил наш провожатый, появляются из-за подземных рек. Воду тут же откачивают насосом. Кроме того, в тоннеле действуют три «учкудука» – колодца, которые забирают воду и выкачивают ее наверх по стволу, расположенному посередине тоннеля.
Беспокоиться о том, что вода попадет внутрь тоннеля, не стоит, успокаивает строитель.
– Стены из бетона толщиной в метр надежно защищены гидроизоляцией, – рассказывает наш провожатый. – Даже если случится небольшая протечка, вода обойдет тоннель стороной и уйдет вниз, под него, в дренажные каналы.
Чем глубже опускаешься в тоннель, тем выше температура и меньше кислорода в воздухе.
При работе с набросом бетона рекомендуется надевать респираторную маску. В воздухе стоит пыль, от этого почти ничего не видно впереди.
Из-за вредного производства мужчины, работающие здесь, уходят на пенсию в 50 лет. Рабочий день также отличается от стандартного: вместо восьми – семь часов с перерывом на обед.
Мобильная связь на глубине 46 метров отсутствует. На случай чрезвычайных ситуаций работает специальная телефонная линия. Кроме того, все работы проводят как минимум по двое, чтобы второй смог позвать на помощь.
Машина, которая набрасывает цемент, работает на дизельном двигателе Lamborghini. По стоимости сопоставима с суперкарами, но, по словам начальника участка, она себя уже успела окупить.
В тоннеле работает клеть – специальный лифт, который поднимает рабочих к порталу, обеспечивающему выход на поверхность в районе улицы Менделеева.
Когда же уфимцы смогут проехать по подземному тоннелю?
– Все зависит от финансирования: если оно будет, управимся за четыре года, – говорит начальник участка.
В тоннеле могут одновременно работать до 300 специалистов. Строительство можно вести с двух сторон и уже сейчас начать возведение автодороги, которая будет выходить на М-7. Пока все упирается в деньги.
Фото: Фото Артура Салимова