Город Самолеты без двигателей не летают

Самолеты без двигателей не летают

20 февраля президент Владимир Путин вместе с Дмитрием Медведевым побывали в подмосковном Жуковском. На встрече с сотрудниками Объединенной авиастроительной корпорации глава государства объявил развитие авиации общенациональной задачей и сказал, что «за эт

20 февраля президент Владимир Путин вместе с Дмитрием Медведевым побывали в подмосковном Жуковском. На встрече с сотрудниками Объединенной авиастроительной корпорации глава государства объявил развитие авиации общенациональной задачей и сказал, что «за этим будущее». (По сообщениям СМИ)

Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву были представлены четыре отечественные крылатые машины: пассажирский Ту-334, учебный Як-130 и два истребителя – МиГ-35 и Су-35. В результате многолетней работы сотрудники КБ Сухого превратили истребитель Су-27 в совершенно новый многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35, который специалисты считают переходной модификацией к пятому поколению летательных аппаратов.

Двигатели на сборке

Уфа к новому самолету имеет самое непосредственное отношение. Начиная с 2010 года, истребительная авиация России будет переходить на использование новейшего Су-35, на котором установлены два двигателя, имеющие условное обозначение «117С», изготавливаемые в кооперации предприятиями ОАО «УМПО» и НПО «Сатурн». Двигатель является прототипом пятого поколения, оснащен поворотным соплом и обеспечивает самолету непревзойденные летные характеристики.

Генеральный директор УМПО Александр Артюхов рассказал нам о своевременной кооперации «Сатурна» с УМПО: «Для того, чтобы стать лидерами в своей отрасли, эти два предприятия в 2007 году объединили свои усилия и стали создавать единый холдинг. Первым шагом стало приобретение НПО «Сатурн» около 20% акций нашего моторостроительного объединения. УМПО – это на сегодняшний день, безусловно, самое сильное производственное подразделение комплекса авиадвигателестроения России, а «Сатурн» – это лидер в области конструкции. Только конструкторов там сегодня работает 4 000 человек».

Чтобы стать одним из крупнейших предприятий по производству двигателей, УМПО пришлось не только интенсивно работать последние годы, но и привлекать средства на перевооружение и реконструкцию. В прошлом году предприятие заключило контрактов на приобретение нового оборудования на сумму более одного миллиарда рублей.

" src=

«Такой бум технического перевооружения предприятие пережило много лет назад – в 1979 году, когда осваивали новый двигатель для самолета Су-27, – рассказал первый заместитель генерального директора – технический директор объединения Сергей Павлинич. – Тогда мы тоже перестроили производство». Ряд технологий, которые сейчас осваиваются на предприятии, являются уникальными, и УМПО обладает эксклюзивными правами на их распространение.

На УМПО, к примеру, создан центр прототипирования, позволяющий из математической модели в кратчайшие сроки получить реальную деталь, использующуюся в двигателе. Этот процесс с полугода сократился до уровня двух недель. Подобных центров в Европе всего четыре, из них два находятся в России, причем самый передовой – на УМПО.

«Самой важной деталью двигателя можно считать лопатки турбины, они работают в самых тяжелых условиях, и им уделяется очень большое внимание», – подтвердил нам профессор УГАТУ, д.т.н. декан факультета «авиационные двигатели» Игорь Кривошеев. Уникальное производство таких лопаток методом литья было также продемонстрировано сотрудниками моторостроительного объединения. Лопатка здесь получается монолитной – из одного кристалла, что во много раз увеличивает ее прочностные характеристики.

Костюм сварщика

«Если сравнить эту лопатку турбины с равным ей по весу количеством золота, то цена у них будет примерно соизмеримая», – рассказал заместитель начальника литейного цеха Николай Сафонов. Особенной эту деталь делают три составляющих – ее конструкция, используемый материал и покрытие, позволяющее ей долго служить.

Продемонстрировали хозяева и уникальную обитаемую камеру для сварки титана, которая была недавно реконструирована и получила второе рождение. Сварщики в этой камере работают, как космонавты, – в специальных скафандрах, поскольку камера заполняется аргоном. Установка эта единственная в России. По словам Сергея Павлинича, более 20% узлов в современном двигателе изготавливаются из титановых материалов, причем в мире пока не создали приборов, способных производить этот вид сварки автоматически. Одна австрийская фирма изготовила автоматический сварочный аппарат, но конструкции узлов современного двигателя настолько сложны, что до 30% швов приходится варить вручную. Сейчас специалисты УМПО передают по лицензии эту технологию Индии. Проблема в том, что индусы боятся по четыре часа работать в такой камере, и уфимским специалистам придется ездить в Индию и самим варить за них эти швы.

Аргонная камера

По признанию руководства объединения, заказов сейчас столько, что хватит до 2010 года, но более чем на 90 процентов этой продукции идет на экспорт. Уфимские моторостроители работают сейчас для Вьетнама, Индии, Китая, Венесуэлы, продукция поставляется в Малайзию, Алжир. Наша страна, к сожалению, не использует этот огромный потенциал для своих собственных нужд. Решение государства о перевооружении ВВС с 2010 года немного исправит положение.

По неофициальным данным, министерство обороны после 2010 года начнет закупать по 24 новых самолета в год, таким образом, УМПО совместно с «Сатурном» придется выпускать по этой программе по 48 двигателей. По признанию генерального директора Александра Артюхова, это даст около одной трети годового объема продукции, выпускаемой сейчас.

Есть у объединения и трудности – не хватает специалистов с рабочими специальностями. Эту проблему предприятие решает привлечением кадров ростом заработной платы и своими ипотечными программами по жилью для сотрудников. Все это преодолимо, важно другое – чтобы государство начало снова активно развивать авиацию и уфимские моторостроители целиком посвятили бы себя построению крупнейшей в мире авиационной державы.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем