Город «Это не я – это водка»

«Это не я – это водка»

99 человек из ста попавших сюда возмущены незаконным задержанием, по крайней мере, в сам момент задержания. Объясняется это отчасти не вполне адекватным состоянием посетителей, ведь речь идет о медицинских вытрезвителях...

" src=

99 человек из ста попавших сюда возмущены незаконным задержанием, по крайней мере, в сам момент задержания. Объясняется это отчасти не вполне адекватным состоянием посетителей, ведь речь идет о медицинских вытрезвителях.

4 марта этой службе исполняется 68 лет. В канун этой даты общественный совет при УВД Уфы по соблюдению прав человека в деятельности ОВД провел рейд по этим заведениям. «Это исключительно наша инициатива, – уточнил член общественного совета проректор ВЭГУ Сергей Егорышев. – Не знаю, к счастью или к сожалению, но жалоб непосредственно на эти заведения к нам не поступало».

На сегодняшний день в Уфе действует пять медицинских вытрезвителей. Все они под контролем отдела обеспечения общественного порядка УВД Уфы. Сегодня ночью члены общественного совета и журналисты посетили два из них.

Средняя наполняемость Ленинского медвытрезвителя – 38-40 человек в сутки. Сюда привозят клиентов сразу из трех районов города – Демского, Ленинского и Кировского. Наиболее неблагополучным местом милиционеры считают студгородок на Свердлова. «Основной наш контингент – молодежь, – вздыхает начальник медвытрезвителя майор милиции Айрат Баимов. – Всему виной «пивной бум». Причем именно молодежь в нетрезвом виде бывает особенно агрессивной». Но правозащитников он поспешил успокоить – нарушить права гражданина здесь при всем желании не получится. Каждый шаг клиента фиксируется видеокамерами.

Они стоят и во дворе, и в приемном отделении, и в палатах. «Иногда в воспитательных целях мы даже предлагаем нашим клиентам утром посмотреть на себя со стороны», – улыбается Айрат Баимов. Желающие находятся редко. И очень жаль, ведь тогда, возможно, меньше стало бы тех, кто попадает сюда по несколько раз. А это примерно 10% от общего числа пациентов.

Надо отметить, что пока в медвытрезвителях не появились видеокамеры, жаловались на милиционеров, писали чуть не каждый день. Сейчас поток безосновательных заявлений на бесчинства милиционеров резко сократился, но это не значит, что он иссяк совсем. Наверное, каждый слышал истории про то, как неправильно составили опись и клиент вышел утром из медвытрезвителя совершенно без денег (на этот случай есть понятые), про то, как человека жестоко в вытрезвителе избили (фельдшер сейчас четко фиксирует все телесные повреждения при поступлении и чаще всего оказывается, что тот злополучный синяк, из-за которого разразился скандал, клиент получил чуть ли не сутки назад).

В Ленинском «трезвяке» мы познакомились с одним из постоянных клиентов заведения. Данис Х-н попадает в вытрезвитель раза 3-4 в год, и у него нашлось масса жалоб для правозащитников. «В камерах дышать нечем – туда заталкивают по 20 человек! И сигареты меняют, – перечисляет Данис. – Оставляешь им «Парламент», а утром уже возвращают «Балканскую звезду». На это замечание правозащитники только рассмеялись, потому что из кармана оскорбленный пациент достал... «Приму». А палаты большей частью стоят совсем пустые.

" src=

Но тем не менее замечания у членов общественного совета нашлись. И касались они медицинского переосвидетельствования, которое должно проводиться при средней степени алкогольного опьянения через три часа после поступления клиента. Хоть и без особой охоты, но работники медвытрезвителя все-таки провели такое освидетельствование для двух пациентов четвертой палаты. И в обоих случаях алкотестер показал 1,5 промиле, то есть эти люди до сих пор находились в состоянии алкогольного опьянения.

«Пьяный человек может стать как объектом, так и субъектом преступления, – повторяет прописную истину Сергей Егорышев. – Оставлять их на улице, особенно зимой, чревато еще и потому, что они могут просто замерзнуть. А возлагать функцию контроля за общественным порядком на больницы – тоже не выход. Эксперимент в Саратове по закрытию медвытрезвителей полностью провалился. Сейчас, через пять лет, их пытаются снова открыть, что намного сложнее, чем поддерживать в рабочем состоянии».

Большинство медвытрезвителей в Уфе до сих пор дотационные. Яркий пример тому – Октябрьский район. «Ни для кого не секрет, что наш район самый большой по плотности населения, – рассказывает начальник медвытрезвителя Октябрьского района Халим Шайбаков. – А патрулирует улицы у нас одна машина в сутки, и та далеко не новая». Это становится проблемой особенно летом, когда с сипайловской набережной, из парка Кашкадан, из парка Гафури в вытрезвитель доставляется очень много людей. Зимой же наполняемость обычно не более 35-40 человек в день.

В момент нашего приезда здесь уже было человек 20. Кроме алкотестера для проверки степени алкогольного опьянения здесь применяют еще и математическую таблицу – за 60 секунд на ней надо найти цифры от 1 до 25. «Был один случай, когда студент авиационного института уложился в 30 секунд, – смеется Халим Шайбаков. – Самое интересное то, что при этом он был не просто пьян, а пьян, что называется, «в стельку».

Милиционеры считают, что контингент за последние время резко изменился. Раньше это учреждение они про себя называли «Алло, мы ищем таланты», сейчас пациенты чаще агрессивны. «Утром, конечно, некоторые извиняются, – рассказывает Халим Шайбаков. – Говорят, мол, это не я – это водка, но такое случается не всегда. Чаще угрожают, кричат: «Вас всех тут уволят! Погоны полетят!».

И случаи жалоб людей на действия работников медвытрезвителя в вышестоящие органы на самом деле есть. С 2003 года длится рассмотрение в суде дела о незаконном задержании одного из бывших сотрудников авиакомпании «БАЛ». Летчика задержали на улице в пьяном виде и отвезли в вытрезвитель. Конечно, с утра на работу в назначенный час он не попал. Мужчину уволили, и он до сих пор обвиняет в этом сотрудников медвытрезвителя. Хотя сомнительно то, что его бы допустили за штурвал после веселой гулянки.

Здесь правозащитники не стали настаивать на повторном медицинском освидетельствовании пациентов, потому что большинство из них уже спали. Да и после часа ночи милиционеры уже редко отпускают своих клиентов. Исключения делается только для тех, за кем приезжают ближайшие родственники. «При родственниках обязательно должны быть документы и деньги», – уточняет Халим Шайбаков. «Удовольствие» отдохнуть в медвытрезвителе сегодня стоит 600 рублей.

" src=

«Надо понимать, что условия здесь не санаторские, – резюмирует еще один член общественного совета, заместитель начальника отдела по работе с территориями и кадрами администрации Уфы Юрий Подольский. – Но городу эти учреждения необходимы и никаких из ряда вон нарушений мы здесь не нашли». А в качестве подтверждения этим словам начальник медвытрезвителя Октябрьского района Халим Шайбаков привел вот такую статистику: за полтора месяца этого года только в этом учреждении были задержаны 10 человек, находящихся в розыске. «Мы ведь все проверяем, – уточняет он. – И сотовые телефоны, и купюры. А про документы и говорить нечего».

...Наш разговор прерывается, потому что очередной наряд привозит в вытрезвитель новых пациентов. Они настолько пьяны, что даже не замечают, что помимо милиционеров здесь находятся еще люди, и начинают по привычке «наезжать»...

Мы оставили работников медвытрезвителя одних в преддверии самой горячей поры, которая традиционно начинается часов с 11 вечера, и договорились к этой теме еще вернуться.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем