Город Переговоров не будет

Переговоров не будет

Верховный суд республики разрешил приставам списывать деньги с мобильных телефонов...

Верховный суд республики разрешил приставам списывать деньги с мобильных телефонов. Ранее взыскивать средства с абонентского счета приставам позволил новый закон «Об исполнительном производстве», вступивший в силу с 1 февраля 2008 года. Однако операторы сотовой связи очень неодобрительно встретили эту инициативу судебных приставов. Ни один из «большой тройки» компаний сотовой связи не выразил желания помогать взыскивать долги. Конфликт судебных приставов и тройки сотовых операторов перерос в открытое противостояние.

Операторы ссылаются на закон «О связи», который обязывает их хранить информацию об абонентах в тайне. Кроме того, уверяют компании, денежные средства с момента поступления на счет принадлежат именно им, а не абонентам.

Комментарий эксперта:
Рассматриваемые судами по заявлениям службы судебных приставов споры имеют абсолютно четкую правовую позицию. Однако попытка судом интерпретировать в ином свете устоявшиеся нормы закона, регулирующие данные отношения, трактуя их в пользу УФССП, является спорной и подлежит критической оценке.

Расценивать предмет и назначение денежных средств, перечисленных по договору оказания услуг связи гражданином оператору, не в качестве аванса за услуги связи, а придавая им иное назначение, неправомерно. Ни суд, ни тем более приставы не наделены правом изменения предмета и назначения гражданского договора. Денежные средства передаются гражданином добровольно, на основании договора об оказании услуг сотовой связи в собственность оператора. Взамен оператор принимает на себя обязательство оказать услуги связи гражданину. При зачислении денежных средств оператору по договору об оказании услуг связи гражданин перечисляет их на счет оператора, а не на собственный счет. При этом ни закон, ни договор не запрещают оператору использовать данные денежные средства по своему усмотрению как собственные. У оператора имеется единственное ограничение: он обязан вернуть денежные средства гражданину в случае неоказания услуг связи или расторжения договора. Но, обращаю внимание, не именно те денежные средства, которые внес гражданин, а денежные средства, являющиеся собственностью оператора связи.

Позиции некоторых судов по данной проблеме подрывают основополагающие, конституционные принципы права собственности. В данном случае имущество гражданина не находится у третьего лица, и применение норм статьи 77 ФЗ «Об исполнительном производстве» является ошибочным. Нахождение вещи у третьего лица определяется наличием или сохранением за должником права собственности на данную вещь. Она может находиться у третьего лица на хранении, в пользовании или в ином, не предусматривающим перехода права собственности виде.
Дальнейшая интерпретация указанных норм права может привести к глобальному перекосу в правоприменительной практике и массовым неправосудным судебным решениям.
Адвокат Игорь Ермолаев

По словам представителя ОАО «ВымпелКом» Ксении Корнеевой, оператор «не является банком, у которого можно списывать денежные средства должников. Согласно условиям договора, денежные средства, внесенные абонентом, становятся собственностью оператора с даты их оплаты. Электронный счет абонента отражает объем оплаченных абонентом услуг согласно выбранному тарифному плану».

В МТС также считают, что «оператор не имеет права списывать средства со счетов в пользу третьих лиц».

«Мы не поддерживаем инициативы судебных приставов, прямо не урегулированные законом. У нас есть положительная судебная практика, мы отстаиваем свои позиции», – комментирует официальный представитель еще одной компании.

Количество исков против постановлений приставов растет. Кроме того, уже имеются постановления судов о привлечении операторов к ответственности за невыполнение требований приставов. В регионах разбирательства дошли до высших судебных инстанций.

Так, в апреле прошлого года МТС защитила счет абонента в Верховном суде Карелии. Коллегия суда указала, что денежные средства с момента передачи их абонентом оператору становятся собственностью последнего. При этом у абонента остается лишь имущественное право требовать оказания услуг или возврата денег.

В то же время уже в ноябре Приморский краевой суд встал на сторону приставов. Судебный пристав-исполнитель управления ФССП России по Приморскому краю обратился в суд с заявлением об обращении взыскания денежных средств, находящихся на лицевом счету абонента сотовой компании.

Районный суд удовлетворил это заявление, заключив, что денежные средства вносятся абонентами в компанию сотовой связи в качестве аванса и поэтому их изъятие не принесет ущерб данной фирме. Определение районного суда было обжаловано оператором сотовой связи, однако коллегия Приморского краевого суда оставила решение первоначальной инстанции в силе. Воодушевленные этим постановлением, приставы всей страны начали применять положительный опыт приморских коллег.

На днях решения по нескольким таким делам принял и Верховный суд Республики Башкортостан. Президиум Верховного суда Республики Башкортостан отменил ряд решений нижестоящих судебных инстанций, защитивших позицию оператора сотовой связи.

Оплата услуг операторов сотовой связи осуществляется в основном посредством авансового платежа. Абонент вносит деньги, они зачисляются на его лицевой счет, с которого оператор снимает денежные средства за оказанные услуги. При этом абонент имеет право потребовать у оператора возврата неиспользованных средств. Денежные средства, внесенные в качестве аванса, не являются собственностью оператора сотовой связи, а фактически принадлежат абоненту. Такие доводы приводят приставы, и их позицию поддержал Верховный суд РБ.

То есть если должник внес аванс на лицевой счет, находящийся у оператора сотовой связи, судебный пристав имеет право наложить арест на эти деньги и списать их в счет погашения задолженности.

«Позицию наших компаний сотовой связи, устанавливающих препоны для сотрудников УФССП, очень трудно назвать законопослушной, – считает руководитель пресс-службы УФССП по РБ Сергей Спатар. – Закон позволяет нам забрать деньги, которые неплательщик алиментов положил на свой счет. Ведь он должен их своему ребенку! Разумеется, мы приветствуем это решение, которым Верховный суд поддержал нашу позицию».

По данным УФССП по РБ, за прошедший год на исполнении судебных приставов Республики Башкортостан находилось свыше 1 миллиона 200 тысяч исполнительных документов. Около половины из них это исполнительные документы на сумму до 500 рублей, в основном это имущественные налоги, государственные пошлины, административные штрафы, алименты и так далее. Оплатить указанную задолженность в состоянии практически любой гражданин, говорят приставы. И сделать это сегодня можно без согласия должника, за счет положительного баланса его мобильного счета.

Применение данного способа обращения взыскания на денежные средства должников представляется для ведомства одним из наиболее перспективных. Ведь практически каждый должник пользуется мобильной связью. Однако пока неясно, насколько эффективной новация окажется для кредиторов, ведь на счетах граждан редко появляются большие деньги. Как правило, абоненты кладут на телефоны не более 100-200 рублей.

С другой стороны, при желании компании могут закрыть приставам этот источник взыскания долгов. Во-первых, оплата услуг связи может проходить не авансом, а «по факту». Другой вариант — продажа «пакетов», когда абонент оплачивает не количество минут, а фиксированный тариф на обслуживание (например, в течение месяца). В этом случае деньги изначально принадлежат компании.

Во-вторых, недобросовестный гражданин может с легкостью спрятаться от приставов, оформив сим-карту на законопослушного родственника или знакомого.

В-третьих, возникает вопрос: как защитить права тех, кто пользуется сим-картой, оформленной на имя злостного неплательщика? Ведь тогда за долги детей, например, придется платить добросовестным пенсионерам.

Некоторые юристы уже говорят о том, что приставы превышают полномочия.

«Бесперспективность инициативы службы судебных приставов в данной области очевидна, так как суммы можно взыскать лишь незначительные, к тому же явно имеет место незаконное вторжение в область собственности иного лица, не имеющего к исполнительному производству никакого отношения», – считает адвокат Игорь Ермолаев.

Со временем противостояние между приставами и операторами только обостряется. Никто из них не хочет идти на уступки. Конфликт для обеих сторон давно стал делом принципа. Ведь, согласившись на списание авансов, операторы понесут не такие уж большие финансовые потери. А приставы в этом случае погасят не так уж и много долгов.

Очевидно, что приставы и операторы не договорятся. Последнее слово за абонентом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем